(«Трибуна»). Коренные суздальчане уверены, что родиной хрена является именно их древний город.«Во граде Суждале, по доброте земли и по приятности воздуха, в преизбытке имеется овоща огородного, он есть: капуста, луку, хрену… а наипаче огурцу преизобильно», — писал суздальский летописец середины ХVIII века Анания Федоров, ключарь Кафедрального собора Рождества пресвятой Богородицы.

Рынок сбыта хрена в старорусские времена был огромным, спрос превышал предложение. В 1901 году количество вывозимых из Суздаля овощей и фруктов составило 620 тысяч пудов, из них хрена — 25 тысяч. В сыром виде сбывали только хороший корень, обычно старше трех лет, а мелкие корешки перетирались и поступали на рынок в виде порошка. До сих пор сохранилась поговорка: «Везде хрен хреновый, а в Суздале — хреновый».

Во времена, описанные Ананием Федоровым, и до начала прошлого века в Суздале преобладали промышленные посадки. А поскольку такие площади одному было одолеть не под силу, то зажиточные купцы-огородники нанимали поденщиков-копалей, которые работали по два на гряду. Для копки хрена суздальчане придумали специальный инструмент под названием копоруля. На толстый деревянный черенок насаживался узкий металлический стержень, расплющенный внизу в виде небольшой лопатки. Такое приспособление позволяло быстро, аккуратно и без лишних затрат выкопать овощ. Кто хоть раз выкапывал хрен, знает, как сложно это сделать при помощи обычной лопаты.

Продавали хрен в Петербург, Москву, Орехово-Зуево, Иваново-Вознесенск, Владимир и, конечно, в Западную Европу. С того времени сохранилось такое высказывание: «Тот хрен, что получше, — в Петербург и Москву, а что похуже — в парижские рестораны». В 1905 году фунт сушеного хрена в Суздале стоил 7 копеек. На иногородних рынках стоимость хрена колебалась от 60 копеек до 2 рублей. Название суздальских «предприятий» тех лет до чрезвычайности красноречивы — например, «хренотолченые заводы».

Былой интерес к хрену в Западной Европе неудивителен. Его называли «русским женьшенем»: хрен помогает при мужской немощи. Кроме того, суздальские старики до сих пор считают, что вообще нет лучшего снадобья, чем хрен, от похмелья, простуды, а постоянное его применение будто бы даже омолаживает организм. Между прочим, в Суздале до сих пор живут Хреновы, потомки огородников, специализировавшихся в былые годы на выращивании этой культуры. Хрен так прижился на суздальской земле, что до сих пор, несмотря на то, что его специально никто не возделывает, он растет в местных огородах, как сорная трава. Его используют для личных нужд. И лишь немногие суздальчане сегодня культивируют этот овощ для продажи, как это делает, например, Татьяна Евгеньевна Сокова, которая продает хрен с лотка рядом с Торговыми рядами.

— Загодя закупаю майонезные баночки — больше тысячи штук, затем откапываю хрен с огорода и консервирую со свеколкой, — рассказывает Татьяна Евгеньевна. — Одну баночку продаю за 15 рублей. Туристы и гости города очень охотно раскупают.

В год 300летия со дня основания Дома Романовых, Николай II отправился в путешествие по стольным градам России. Побывал и в Суздале. От местного общества огородников царю преподнесли деревянное (липовое) блюдо, на дне которого вырезаны хрен, луковица и огурец. Недаром.

Андрей ПОЛЫНСКИЙ

(Спец. корр. «Трибуны»)

СУЗДАЛЬ

«Трибуна»

суббота,

22 января 2005 года

"Трибуна"

*