Обман в кредит. Как банки морочат голову заемщикам
Международная Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) провела исследование, посвященное проблемам потребительского кредитования. Выяснилось, что большинство банков, в том числе и государственных, скрывают истинный размер дополнительных платежей, из-за чего конечная сумма выплат по кредиту намного больше той, что обещает реклама.
Исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Тольятти. Специалисты КонфОП под видом простых заемщиков приходили в банки и пытались взять кредит на покупку стиральной машины или автомобиля. Под прицел попали один банк с госучастием, восемь стандартных коммерческих банков, входящих в первую сотню по объемам кредитования, два зарубежных и шесть региональных банков. Размер кредита на покупку стиральной машины составлял от 13 до 15 тыс. руб., автомобиля – 200 тыс. руб. Сначала представители конфедерации получали информацию о кредите по телефону, затем наносили визит в отделение банка. Полученные сведения потом сравнивались с рекламными материалами и прочими обещаниями, публично исходившими от банкиров.
«Ситуация с информированием граждан о предоставляемой кредитной услуге удручающая, – делают вывод специалисты КонфОП. – Люди не могут получить достоверную информацию и разобраться в ней, а консультанты банка высвечивают только положительные стороны кредита, зачастую опуская существенные для потенциального заемщика детали».
Во многих банках даже просто получить информацию о предлагаемом кредитном продукте было затруднительно. Так, в телефонном разговоре со специалистом одного из банков с госучастием эксперты КонфОП натолкнулись на «неполные, короткие ответы», помимо всего прочего «отвечали невнятно, нетерпеливо, занимались нехотя, старались скорее закончить разговор». Поскольку эксперимент надо было все же завершить, специалисты направились в офис этого банка, там увидели, что консультация проходит у обычного операционного окна.
«Приходилось разговаривать через стекло, плохо слышно, вся очередь в соседнее окно слышала наш разговор, в том числе сумму дохода и т.д., комментировала, какой кредит брать, а какой нет, потому что тот дороже», – говорится в докладе. В других банках специалисты констатировали общий «недружелюбный настрой консультантов» и невозможность разобраться в информации из-за ее большого объема и мелких подробностей.
Мелкие подробности – это, как правило, непроцентные платежи, которые в разы могут превышать размер уплачиваемых процентов. К примеру, помимо объявленной кредитной ставки, с вас могут взять деньги за консультирование, ежемесячно снимать комиссию за обслуживание ссудного счета, за открытие ссудного счета или за выдачу кредита, за оформление или обслуживание кредитной карточки. Как отмечают исследователи, проводившие обзвон и посещение банков, «если непосредственно спросить о размере той или иной комиссии, то ответят, но сами заранее не предупредят». Еще одна важная проблема – штраф за просрочку платежа, который может равняться 2–10 % от суммы непогашенного кредита в день.
Свою лепту в путаницу вносят и банки, работающие по системе кредитования через магазины. Предприятия торговли часто предоставляют собственные скидки или проводят специальные акции, что еще более усложняет сравнение потребителями различных продуктов и выбор из них оптимального. По телефону специалисты банка называют процентную ставку по кредиту в размере от 16% до 21%, а в магазине говорят о «беспроцентном кредите». При этом представители банка поясняют: «У магазина рекламная акция. Поэтому предоставляются льготы и скидки. В договоре у вас будет указана одна сумма, но в кассу вы заплатите меньше». В данном случае понять, каковы же реальные условия кредитования, не под силу даже специалисту.
Выход из ситуации специалисты КонфОП видят в разработке и введении единого стандарта раскрытия информации об условиях кредита, обязательного для всех банков. «Причем важно не только содержание, но и форма представления информации, которая должна быть понятной и доступной простому потребителю», – говорится в докладе. Кроме того, конфедерация настоятельно рекомендует российским гражданам повышать уровень своей экономической грамотности и не стесняться задавать вопросы банковским служащим.
Ситуацией в сфере потребительского кредитования озаботились и сами российские банкиры. На прошлой неделе они уже пообещали в течение полугода выработать единую форму кредитных договоров, понятных гражданам. Похоже, банкиров поторопила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая уже возбудила ряд дел в отношении банков, у которых реальные и декларируемые ставки различались в разы. Поправки в законодательство, обязывающее банкиров сделать кредитные договоры проще и понятнее для граждан, ФАС намерена внести до конца января.
АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА
«Новые Известия»
24.01.05
понедельник
*