(«Время новостей»). За вечеринкой, как известно, обычно следует похмелье, а за праздниками и эйфорией — депрессия. Причем доктору Клифу Арналлу из университета Кардиффа, как написала британская газета The Sun, удается определять точную дату самого черного дня в году не наобум и не наугад, а по разработанной им же самим формуле. В 2005-м пик депрессивности приходится на 24 января.

Формула Арналла основана на данных многолетних социологических исследований и выглядит так:

[W+(D-d)]xTQMxNA,

где W — это погода,

D — долги,

d — деньги,

T— время, прошедшее с Рождества,

Q— время, в течение которого человек плохо себя чувствует, M — уровень мотивации и, наконец, NA — желание действовать и хоть что-нибудь менять.

Другими словами: начались суровые будни, навалились накопившиеся за каникулы дела, организм еще не ликвидировал последствия избыточных возлияний и праздничного чревоугодия, на лице — следы сбитого режима, а на весах — несколько новых килограммов. Эмоции исчерпаны неограниченным общением, до февральской зарплаты еще жить и жить, а долги за подарки и праздничные лакомства, как обычно, превышают все мыслимые пределы. Все это свидетельствует о том, что новая правильная жизнь с 1 января в очередной раз не началась (не удалось бросить курить, сесть на диету, начать бегать по утрам и т.д.), а значит, у человека налицо снижение самооценки и потеря уверенности в себе. Кроме того, чуда снова не произошло, как бы мало его ни ждали, до нового чуда еще целый год пахать и пахать, и вообще — к чему все это?

В народе такое явление уже окрестили ПНС — постновогодний синдром. Начавшись сразу после Рождества и Нового года, сезонная депрессия в этом году достигнет своего пика 24 января. В этом году к традиционным факторам, усугубляющим дурное настроение, — мрачным длинным ночам, скудным коротким дням — следует, наверное, добавить и мощную магнитную бурю, которую биофизики уже назвали магнитным штормом. Кроме того, 24 января приходится на понедельник, а значит, это по определению день тяжелый — и ничего хорошего от него вообще ожидать не приходится.

Не исключено, что постновогодний синдром уже в ближайшее время займет достойное место среди других недугов, связанных с психическим состоянием, таких, как синдром менеджера, синдром хронической усталости. Вся эта линейка синдромов ничего хорошего не предвещает. Следствием сумасшедшего ритма современной жизни становятся депрессии, усталость, разочарование, болезни, в том числе такие опасные для психики, как алкоголизм и наркомания, и, наконец, суицид. Ежегодно около 60 тыс. европейцев совершают самоубийство. «Умирают в результате действий в ущерб собственным интересам», — как пишут в их историях болезни. Или, как еще называют это врачи, в результате самоагрессии.

По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, в 2003 году в России покончили с собой столько же людей, сколько в Европе в целом, — около 60 тыс. человек. Сегодня социальная психиатрия и психология востребованы временем. По данным того же института, около 5% населения России, или 7,5 млн человек, ежегодно обращаются за психиатрической и наркологической помощью. И Новый год как своеобразный рубеж, дата подведения итогов только обостряет эти состояния. Причем многие из самоубийц подводят итоги жизни, именно подводя итоги года: в праздничные дни количество попыток свести счеты с жизнью резко увеличивается. А российские психотерапевты давно знают, что примерно с 3 января им предстоит работать в усиленном режиме. Как они сами говорят, подобно стоматологам, к ним идут люди с острой болью.

Однако и в самом депрессивном дне в году можно найти положительные моменты. 25 января можно будет расслабиться, отвратительнее дня в году уже не будет. Дни неизбежно становятся длиннее, за понедельником наступит вторник, февральская зарплата станет на один день ближе, а до следующей попытки начать мучить себя диетой или зарядкой еще целый год.

Ирина БЕЛАШЕВА

N°9

24 января 2005 Время новостей

Время новостей

***