Башкирские благовещенские сказки. Правозащитники уличили милицию республики в фальсификации
Группа столичных правозащитников вчера провела «отчетную» пресс-конференцию по результатам своей поездки в небольшой башкирский город Благовещенск, прославившийся в декабре прошлого года в связи с «профилактической» операцией местной милиции. Тогда в ответ на «ухудшение криминогенной обстановки» и избиение патруля ОМОН ответил одновременным задержанием в 30-тысячном городе более 500 жителей. Вернувшись с места событий, глава движения «За права человека» Лев Пономарев и председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева вчера привели новые доказательства «беспредела» башкирской милиции и даже представили свидетеля — сотрудника местной милиции.
Официальная версия ГРОВД Благовещенска, появившаяся вскоре после того, как события там получили широкую огласку, была такова. 9 ноября патруль на улице попытался урезонить нескольких хулиганивших граждан. Те не подчинились, а когда их попытались задержать, сбежалось около 50 хулиганов, которые жестоко избили стражей порядка. В ответ 11—13 декабря и прошла «профилактическая» операция.
«Все это неправда», — заявил вчера предъявленный на пресс-конференции Евгений Чистяков, один из тех патрульных, якобы избитых хулиганами. Он сообщил, что трое жителей города — Катаев, Героев и Исланов — ими действительно задерживались в тот день, но никто никого не бил. Тем не менее вскоре начальник ГРОВД «посоветовал» постовым лечь в больницу и жаловаться на недомогание. О последствиях и разгоревшемся скандале милиционеры узнали из газет, но продолжали поддерживать версию руководства. В начале января Чистякова и его коллегу снова положили в больницу, а в МВД объявили, что одному из патрульных понадобится сложная операция. По признанию Чистякова, он предположил, что, возможно, для «правдоподобности» им — здоровым — действительно могут сделать операцию, и решил, что не будет такой ценой участвовать в фальсификации. 14 января милиционер подал начальнику ГРОВД рапорт об увольнении, но ему было отказано.
В связи с этим правозащитниками были высказаны новые предположения о причинах ЧП. По одной из версий, «профилактика» ОМОНа в Благовещенске стала следствием конфликта между мэром города Анфасом Нуртдиновым и местными бизнесменами, отказавшимися платить дань чиновникам. Как сообщили правозащитники, глава города на встрече с жителями сам признался, что был инициатором вызова ОМОНа. Кроме того, по мнению правозащитников, инцидент может иметь и политическую подоплеку. «Год назад в Башкирии проходили выборы, и жители Благовещенска проголосовали против Муртазы Рахимова. Возможно, зачистка — это месть городу», — предположила г-жа Алексеева.
Башкирское МВД, в свою очередь, вчера по-прежнему отрицало, что дело против троих предпринимателей было сфальсифицировано. Его представители уже не раз публично говорили, что пострадавший милиционер изменил показания за обещанное обвиняемыми бизнесменами вознаграждение в 150 тыс. руб. Тем не менее прокуратура Башкирии после своей проверки возбудила позже уголовное дело о превышении полномочий уже милиционерами. На руках у правозащитников, как вчера они заявили, уже 213 заявлений от пострадавших жителей города. Стоит отметить, что на вчерашней пресс-конференции присутствовали и представители МВД — главный инспектор генерал Геннадий Блинов, выезжавший с проверкой в Благовещенск, и начальник УИОС Валерий Грибакин. Они заявления правозащитников не комментировали, только отметили, что у МВД РФ много вопросов к милиции Башкирии, ситуация там неоднозначная и расследование событий 11—13 декабря продолжается.
Татьяна ГРИЦЕНКО
N°8
21 января 2005 Время новостей
*