Скрытая угроза. В Москве прошла демонстрация либеральных сил и возможностей
(«Независимая Газета). В минувший вторник друзья и соратники Егора Гайдара собрались в столичном «Марриотт Гранд-отеле» на презентацию его книги «Долгое Время. Россия в мире. Очерки экономической истории». Друзей и прессы собралось так много, что в конференц-зал отеля все желающие не поместились. При этом наблюдатели отметили невиданную концентрацию знаковых лиц ельцинской эпохи: Чубайс, Кох, Немцов, Хакамада, Шохин, Ясин, Сысуев… Был и «специальный гость» – Михаил Касьянов.
Более того, организаторы утверждают, что обещался приехать сам Борис Ельцин, однако его так и не дождались. Хотя речи были лапидарны, а политические лозунги не выдвигались, мероприятие напоминало неформальный пленум либеральных сил страны.
Официальная часть оказалась короткой. Небольшие спичи с комплиментами в адрес автора фундаментального труда произнесли глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. После чего начался многочасовой фуршет. Но в этот день и в этой аудитории важнее было не что говорили, а кто присутствовал.
Аудиторию можно было условно разделить на три части. Это партийные функционеры СПС – Некрутенко, Минц, Надеждин, Гозман. Это многочисленные либеральные журналисты, среди которых замечены даже представители гостелеканалов – например, Николай Сванидзе. И, наконец, непосредственные соратники Гайдара – яркие фигуры политической элиты 90-х годов. Было два экс-премьера – сам Гайдар и Касьянов, экс-глава президентской администрации – Чубайс, несколько экс-вице-премьеров – Немцов, Шохин, Сысуев. Бывший главный экономист Ясин, бывший главный приватизатор Кох. Отставных высокопоставленных чиновников собралось на бенефисе Гайдара больше, чем, скажем, сплотилось накануне украинских выборов в команде Виктора Ющенко. Нового лидера Украины, кстати, тоже приглашали поприсутствовать на этой презентации, но со стороны Ющенко это был бы слишком явный выпад против Кремля. Однако и само приглашение говорит о многом. В «Марриотт Гранде», по сути, прошла нешуточная политическая акция.
Рассчитывали собравшиеся на такой эффект или нет, но презентация вылилась в молчаливую демонстрацию внушительной силы. Каковой, безусловно, являются несколько десятков еще достаточно молодых, ярких, амбициозных личностей, уже имеющих богатый опыт управления страной. Обладающих несравненно более высоким уровнем интеллекта и образования, пользующихся неизмеримо большим авторитетом на Западе, чем нынешняя правящая элита. И имеющих таких экономических гуру, как Егор Гайдар.
В роскошном пятизвездочном отеле в центре столицы состоялась презентация той либеральной России, которая оказалась потеряна. Почему власть уже (или еще) не в руках этих людей – вопрос особый. На него частично отвечает в своей книге сам бенефициант. Но главная идея Гайдара, которая не сформулирована, но красной строкой проходит через все параграфы и разделы, – Россия обречена на либеральный сценарий развития, нынешняя элита ведет страну в тупик, смена курса – лишь вопрос времени.
«Построить в России действующую демократию, разумеется, сложнее, чем ее муляж. Но эту задачу придется решать. Не надо иллюзий. Мы живем в мире XXI в., а не XVIII в. Глобальный характер обмена информацией, быстрые, масштабные социально-экономические изменения, современный характер общества не дают шансов на сохранение устойчивых недемократических режимов».
Кстати, самый последний параграф, написанный, видимо, недавно (взялся за эту книгу Гайдар еще в 1991 году), имеет характерное название: «Что несет с собой «закрытая», или «управляемая», демократия». Гайдар не жалеет красок, чтобы доказать пагубность этой системы. Характерные черты «закрытых демократий» – их «склеротичность, негибкость», широкое распространение коррупции, утечка мозгов. Автор с сожалением констатирует, что находящиеся сегодня у власти «именно такую организацию политического процесса считают образцовой или по меньшей мере пригодной для России на ближайшие десятилетия». Гайдар предостерегает: «В условиях урбанизированного, образованного общества надолго убедить людей в том, что неизбранный человек должен решать, как им жить, – неразрешимая задача. Раньше или позже диктатор умирает, бежит или его убивают, памятники сносят».
Нынешним правительственным экономистам экс-премьер дает рецепт: «Не паниковать из-за краткосрочных колебаний темпов роста… научиться идти вперед, используя не столько инструменты государственного принуждения, сколько частные стимулы и инициативу. Сделать это труднее, чем на короткий срок подстегнуть темпы экономического роста».
Наиболее интересный и в чем-то даже взрывоопасный раздел – рассказ о демографической ситуации в России и в мире. Анализируя различные параметры, в том числе уровень алкоголизма в стране, Гайдар делает неутешительный прогноз – к 2050 году население сократится в лучшем случае на 30 млн. человек, то есть до 110 млн. А при наиболее пессимистичных сценариях – и вовсе до 80 млн., то есть до размеров Украины. При этом народ российский будет резко стареть. Ни о какой великой державе, не говоря о сверхдержаве, при таких раскладах мечтать не приходится.
Восполнить тающие людские ресурсы поможет только приток сил извне, ускоренная иммиграция. «При наиболее благоприятном сценарии, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов». Но тогда получится совсем другая страна – культурно, этнически, лингвистически. Гайдар это осознает и предлагает новую национальную идею: «Открытое сообщество российских граждан, как это ни странно звучит для радикальных националистов и ксенофобов, органичнее продолжает российскую историю, чем закрытое сообщество русских».
«Открытое сообщество», по Гайдару, хорошо рифмуется с «Открытой Россией» Ходорковского (представительница этой организации Ирина Ясина, кстати, также была среди почетных гостей автора книги). В такой «открытой стране», о которой мечтают либералы, они непременно получили бы ответственные правительственные посты. Судя по выкладкам Гайдара, ждать осталось не так долго. Впрочем, в последней главе есть и весьма актуальный параграф «Слабость государства – определяющая черта революций».
Здесь следует заметить, что на бенефисе Гайдара собрались не просто известные отставники. Сплоченность продемонстрировала теневая власть. Формально эти люди сейчас отрезаны от рычагов государственного менеджмента. Но их влияние на умы ныне действующих руководителей страны трудно переоценить. Кстати, некоторые люди при должностях все равно пришли. Например, зампред Центробанка Улюкаев. И зампред Альфа-банка Сысуев. На Тверской тщетно ждали его шефа Авена. Не пришел и Греф. Это было бы сочтено крамолой. Но очевидно, что министр экономики идеологически гораздо ближе Гайдару, чем своему теперешнему начальству. Кстати, монетизация льгот – всего лишь неумелый парафраз социальной реформы, идеологию который прорабатывала та же гайдаровская команда.
Независимая Газета
Максим Гликин
# 8 (3404) 20 января 2005 г.
*