24 января 1741г. Издан Указ о надзоре за поведением стоящих на постое солдат в связи с ростом «воровства». Указ передан из Оренбургской комиссии в Самарскую воеводскую канцелярию в связи с ростом «воровства», которое «час от часу умножаетца и между тем уже и смертное убивство явилось».

24 января 1876г. Петр Алабин, подает в Думу особое мнение по поводу проекта устава публичной библиотеки. Петр Алабин, «»будучи специально знаком в теории и на практике с техникою устройства публичных библиотек»», подает в Думу особое мнение по поводу проекта устава публичной библиотеки и предлагает свой вариант управления публичной библиотекой.

24 января 1914г. В Самаре создан политехнический институт. Он состоит из двух факультетов: сельскохозяйственного и коммерческого. Последний имеет два отделения – экономическое и коммерческо-техническое.

24 января 1918г. Губисполком утвердил «»Конституцию губернской власти»».   Губисполком объявляется исполнительным органом съезда Советов, а в период между съездами – и законодательным органом.

24 января 1918г. Из-за недостатка сырья и топлива остановлен Трубочный завод.

24 января 1918г. Волжские пристани получили телеграфное сообщение о том, что В.И.Ленин подписал декрет о национализации флота.   Через два дня этот документ опубликовала «Газета Временного Рабочего и Крестьянского правительства».

Декрет объявлял «… общенациональной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предприятиям и владеющим морскими и речными судами всех типов… со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий». Органами, которые на местах взяли на себя национализацию флота, судоремонтных предприятий и функции управления, стали Деловые советы. Они формировались на выборной основе собраниями рабочих и служащих пристаней, затонов, мастерских. В Самаре забирал суда у хозяев и горисполком. Он реквизировал в марте пароходы «Дочка», «Соколик», «Гражданка», «Судьба», «Галина» и ряд других.

В особом положении оказался нефтефлот Волги. По постановлению Совнаркома его оставили в управлении прежних владельцев под наблюдением Главконефти. «Предлагаем незамедлительно передать местным конторам прежних владельцев национализированные наливные суда, баржи, а также береговые сооружения, ремонтные мастерские нефтеторговых фирм, буксирные пароходы и все необходимое оборудование», – эта неожиданная телеграмма в Самарский Совет была подписана Лениным.

Такому распоряжнию, по свидетельству бывшего караванного приказчика общества «По Волге» и председателя комитета затона Поджабный П.З.Лукичева, многие не поверили. Национализация так упорно проводилась в жизнь, что некоторые суда во время рейсов по Волге подвергались ей несколько раз. Астраханцы даже обратились к водникам Самары с предложением выдавать на суда специальное удостоверение о том, что судно национализировано в таком-то городе.

Решение Совнаркома об отмене национализации нефтеналивного флота не нашло поддержки и у местных властей. «Несмотря на яростное сопротивление лесоторговцев и верхушки служащих нефтепромышленных контор, мне все же удалось провести муниципализацию лесных складов и пристаней, взять под советское управление нефтепромышленные конторы». Это из воспоминаний бывшего работника Самарского губсовнархоза А.Я.Бакаева.

Подобного рода недоразумения, однако, не вносили раскола в главное: и центр, и водники хотели одного – национализации. Только цели ее понимались по-разному. Свидетельство тому мы находим в выступлении В.И.Ленина на заседании Совнаркома 4 марта. «Задача социализма – переход всех средств производства в собственность всего народа, а вовсе не в том, чтобы суда перешли к судовым рабочим, банки — к банковским служащим… Так что, если нам говорят, что речники будут частными хозяевами управления, ясно, что мы на это не согласны. Управлять должна Советская власть».

24 января 1920г. На общем собрании коммунистов 1-го горрайона дискутировался вопрос об упразднении в Красной Армии института политических комиссаров. Принята резолюция: считая в принципе необходимым и своевременным введение в армию единоначалия. Собрание высказывается за постепенное упразднение института комиссаров.

24 января 1936г. На партийном активе речников города Куйбышева обсуждали «»причины плохой работы коллектива Средне-Волжского пароходства за минувшую навигацию»».   Главной виновницей неудовлетворительных итогов волгарей была названа «реакционная теория предела». Носителями ее в пароходстве объявили инженеров судовой службы СВРП Зюзина и Доронина. Родилась такая теория, естественно, не в рабочих коллективах и не на пустом месте. Практически весь флот Волги был дореволюционной постройки, возраст большинство судов имел весьма преклонный: 40-50 лет. Некоторые даже, как буксирные пароходы «Добрый», «Желанный», «Крестьянин», «Труддисциплина», «Зайсан», «Рыбак», «Сочи», вступили в работу 65-80 лет назад. Два волжских судна можно назвать уникальными. «Владимиру» в 1935 году исполнилось 84 года, а «Микуле Селяниновичу» – 88. А они еще не просто держались на воде, но работали. Конечно, не как прежде. И скорость другая, и мощность… «Предел» им ставила не теория, а долгая трудовая жизнь.

Еще хуже обстояли дела с несамоходным флотом (и не только в силу его физической изношенности). До 70% навигационного времени баржи простаивали под погрузкой и выгрузкой: на причалах не было никакой механизации. Закладывать в план работы таких судов высокие показатели было бы абсурдным. Но на партактиве Зюзина и Доронина обвинили именно в занижении мощности судов, скорости их движения, чем «был нанесен громадный ущерб государству и развитию стахановского движения».

О чем писали самарские газеты

24 января 1948г. План второго года послевоенной пятилетки (1947 г.) предприятия области выполнили досрочно, 15 декабря. На десятки миллионов рублей выпущено продукции сверх плана. Особенно порадовали нефтяники. Всего за один год они увеличили добычу нефти на 40 процентов. Такой прирост (в три раза) превышает уровень добычи нефти в предвоенном 1940 году. «Им вполне по силам выполнить программу пяти лет всего за три года».

Увеличили почти в два раза выпуск бензина нефтеперерабатывающие предприятия области.

Среди передовых предприятий названы также заводы по производству подшипников, станкостроительный, толерубероидный, строительной керамики, мебельный.

(«Волжская коммуна»)

*