(«Время новостей»). Массовые протесты против монетизации льгот, начавшиеся в Петербурге еще в пятницу, вчера привели к первым уличным беспорядкам. А губернатор Валентина Матвиенко пообещала попросить федеральную власть отменить закон №122, предусматривающий замену натуральных льгот деньгами. То есть выполнила главное требование митингующих.

В полдень у Смольного одновременно начались переговоры представителей городских партий и шестой за последние четыре дня несанкционированный митинг. По сравнению с почти десятитысячным шествием в субботу в нем приняло участие немного людей — не более 500. Посланцы народа представили вниманию Валентины Матвиенко целую петицию из десяти пунктов. Помимо отмены закона №122 и восстановления всех транспортных льгот в полном объеме, делегаты потребовали сократить зарплаты чиновников в пользу обездоленных, сохранить бесплатный проезд в электричках, восстановить льготы по оплате телефона, увеличить базовую часть пенсии с 650 до 3000 рублей.

Переговоры затянулись на час, и потерявшие терпение несколько сотен пенсионеров попытались было прорвать цепь милиционеров, чтобы выйти прямо к зданию горадминистрации. Когда им это не удалось, старики, а также группы «яблочников» и нацболов ринулись от Смольного к Невскому проспекту, между которыми — несколько километров Суворовского проспекта. «Стоим, стоим спокойно на месте, никуда не идем», — тут же подскочил к вожакам милицейский начальник. Его не хотели слушать, и толпа повалила вперед. Милиция, казалось, была готова к такому повороту событий: она немедленно выстроилась в цепь и попыталась остановить колонну, скандирующую «Позор! Революция! Путина и Матвиенко в отставку!». Сил взявшихся за руки милиционеров было явно недостаточно: их оцепление прорвали один раз, другой, третий, правоохранители, отступая и перестраиваясь, пытались остановить обозленных людей. Когда колонна прошла несколько сотен метров, внезапно внутри нее завязалось несколько драк. «Провокаторы! — выдохнули в толпе. — Их специально сюда заслали, чтобы все нам испортить». Стычки были молниеносными: какие-то молодые люди с неприметными лицами в черной одежде бросались на других юношей или на стариков, и тут же толпу рассекали милиционеры, стремившиеся разнять дерущихся. Когда милиция попыталась увести в «воронок» нескольких молодых людей, десятки участников шествия не дали этого сделать и чуть было не побили стекла в одной из милицейских машин.

«Ну зачем вам это надо, вы же понимаете, что нарушаете порядок, это же все незаконно, вас всех можно арестовать, но нам сказали — никого не трогать», — уговаривал двух старушек офицер МВД. Но те не слушали и воинственно размахивали авоськами. «Не ввязывайтесь в драки, это все подстрекатели, они специально хотят представить так, будто мы — хулиганы». «Шли бы вы на Дворцовую, там мы сами бы за вас заступились», — кричал другой милиционер. Как именно возможно было пройти на находящуюся примерно в пяти километрах от Смольного Дворцовую — не совсем понятно: ОМОН в полной боевой выкладке блокировал даже тротуары. А Суворовский поспешно перегородили автобусами, и лишь это смогло остановить уже прошедших часть проспекта демонстрантов.

Примерно к трем часам дня первый секретарь горкома КПРФ Петербурга Владимир Федоров, вернувшийся с переговоров с г—жой Матвиенко, сообщил, что Смольный практически согласился на все требования манифестантов. «Все прошло спокойно и по-деловому. Губернатор сказала, что к 26 января все получат деньги на покупку проездных, а также пообещала направить бюджетные деньги не чиновникам, а на социальные нужды. До 1 февраля ездим в транспорте бесплатно, а затем будут карточки».

Другую точку зрения огласил председатель петербургского отделения Национал-большевистской партии Андрей Дмитриев: «Я ей не верю! Мы требуем отмены закона №122 и полной отмены всех льгот. Матвиенко все время уходит от прямого ответа. Есть только один способ добиться от власти, которая испугалась, встретившись с волей народа, — единые действий людей».

Выслушав в Смольном делегатов от митингующих, Валентина Матвиенко сказала: «Мы нашли понимание — город сегодня все делает для того, чтобы не ухудшилось положение ни одного льготника». И добавила, что ни единая льгота не оказалась отменена на подведомственной ей территории. Повторив, что город даст всем льготникам по 230 руб. на покупку проездных, она заверила, что и во всем остальном пенсионеры ничего не потеряют. «Мы реально сохранили все льготы в денежной форме и улучшили материальное положение тех, кто никогда этих льгот ранее не получал», — отметила градоначальница. И не слишком уверенным тоном пообещала, что Смольный и законодательное собрание обратятся к федеральному правительству с предложением приостановить действие федерального закона о монетизации льгот. «Поскольку это требование петербуржцев, мы такое обращение направим, но этот вопрос не в компетенции городской власти. Я полагаю, что федеральное правительство сейчас рассмотрит этот вопрос и будет принимать решение. Но нарушать принятый закон мы не можем». Кроме того, Валентина Матвиенко заверила, что предложила посетившему город накануне министру здравоохранения Михаилу Зурабову увеличить базовую часть пенсии. Видимо, сейчас власти готовы пойти на все, чтобы успокоить людей. «Полагаю, что правительство должно сделать серьезные выводы из создавшейся ситуации с монетизацией льгот», — говорит губернатор.

Валентина Матвиенко также пообещала, что никаких силовых действий к людям, пришедшим на митинги, приниматься не будет. Тем не менее она встретилась с прокурором города и «согласилась с его точкой зрения: в отношении тех, кто провоцирует людей на противоправные действия, власть и закон будут принимать соответствующие меры».

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург

N°5

18 января 2005 Время новостей

Время новостей

***