12 февраля 1915 года в Самаре торжественно открылось трамвайное движение. Это был первый в России трамвай, полностью построенный силами русских инженеров, с использованием вагонов отечественного производства.

Автором проекта был инженер П.А.Суткевич, который предложил оригинальный и недорогой план пуска «электроконки». Проект был рассмотрен русским техническим обществом и одобрен. Под руководством Суткевича строилось депо на Полевой улице и первые линии. Он лично испытал первый изготовленный на Коломенском заводе трамвайный вагон.

В музее самарского ТТУ бережно хранится журнал «Огонек» за 1915 год, в котором подробно описаны торжества, посвященные открытию первого русского трамвая. Под восторженные крики собравшихся несколько вагонов, украшенных национальными флагами и флагами союзных держав, проследовали из депо на улице Полевой до Алексеевской площади. Там они взяли почетных гостей и с ними двинулись обратно. В здании городской электростанции был отслужен молебен.

Длина первой линии была около пяти километров. Но уже к концу 1915 года трамваи ходили по пяти городским маршрутам. Сразу выявилось их преимущество перед действовавшей в городе конкой. Электропоезда развивали в три раза большую скорость — до 22 километров в час. Их не останавливала непогода, они не знали усталости, не требовали овса и были дешевле в обслуживании. Проезд на трамвае стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 5, в зависимости от класса. За 5 копеек в то время можно было купить фунт хорошего мяса или полпуда картофеля или пару крупных сельдей. Так что трамвай быстро вытеснил конку.

Дальнейшая судьба самарского трамвая была поистине уникальна. После того как вагоны начали делать и в Самаре, их стали приспосабливать под самые разные нужды. В гражданскую войну на трамвае возили снаряды от Трубочного завода до вокзала. В годы Великой Отечественной войны, когда почти весь автотранспорт был отправлен на фронт, на трамвае возили самые разные грузы и… раненых. Для этого почти каждый из одиннадцати госпиталей был оборудован собственной трамвайной веткой.

Самарский трамвай и сегодня остается самым надежным и доступным транспортным средством. А длина городских линий приближается к 200 километрам.

*