(«РГ»). Двенадцатого января в центральных СМИ и на сайте крупнейшего российского пароходства «Волготанкер» было опубликовано Открытое письмо руководству страны, подписанное председателем Совета директоров ОАО «Волготанкер» А. Александровичем, а также председателем профсоюзного комитета пароходства «Волготанкер» В. Логиновым и председателем Совета ветеранов пароходства В. Пермяковым. В письме содержится Обращение с целью защитить пароходство от произвола самарских чиновников.

В настоящее время г-н Александрович болен, поэтому для общения с журналистами недоступен. Однако корреспонденту РГ удалось связаться с Александром Александровичем по телефону и получить его комментарии по поводу сложившегося положения. В телефонной беседе г-н Александрович сообщил, что решение о публикации открытого письма руководству страны в «Волготанкере» принято в экстренной ситуации, в результате которой становится под угрозу само существование старейшего российского нефтеналивного пароходства.

«Мы до последнего момента были уверены в возможности мирного разрешения конфликта. Однако ситуация вышла за грань разумного, — объяснил А. Александрович. — Значительная доля в пароходстве «Волготанкер» принадлежит государству. Но, что намного важнее, пароходство решает государственные задачи. «Волготанкер» — это значительная часть флота России, поэтому решение проблемы, сложившейся в Самаре, нам приходится искать на федеральном уровне, причем публично и открыто».

Прежде всего, что на ваш взгляд могло привести к конфликту?

— То, что банально называется «перегибы на местах». Укрепление вертикали власти — сильное и очень полезное лекарство для целостности и процветания Родины. Но любое лекарство имеет побочные эффекты. Один из них — соблазн для местных чиновников использовать этот процесс в своих интересах — корыстных, политических и любых других. А это может быть губительно для экономики страны. И вот уже, совершая откровенное вредительство, местные чиновники глубокомысленно пожимают плечами и возводят очи, указывая на вершину вертикали, подразумевая, что все, что они делают, они делают с одобрения начальства и во благо России. И прикрывают мифическими высшими интересами собственный злой умысел. И этим вредят экономике страны.

Мы же, будучи патриотами своей страны, не можем спокойно наблюдать, как рушат российский флот.

—    Это серьезные обвинения, согласитесь. Не кажется ли вам, что они могут привести не к разрешению конфликта, за которое борется пароходство, а к его обострению?

— Мы вполне отдаем себе отчет в том, что теперь, когда мы обратились к руководству страны ради защиты чести мундира и подтверждения своей профпригодности, наши оппоненты могут пойти на крайние меры. Однако готов повторить все уже сказанное. Как мне кажется, это еще очень мягкая формулировка. И вот почему. 24 декабря глава самарской налоговой службы господин Бахмуров заявляет СМИ о том, что будет действовать в рамках закона, декларирует готовность к конструктивному обсуждению проблемы. А 30 декабря — без рассмотрения наших возражений в установленном законом порядке — он же обрушивает налоговый молот на пароходство. И возникает естественный вопрос: это ложь во имя чего? Куда так заспешили налоговики? К какой дате? К какому событию? И если мы исходим из предположения, что уничтожение «Волготанкера» не в интересах государства, тогда в чьих интересах они действуют?

Но ведь вы объявили в письме о своей принципиальной позиции непротивления государственной воле. О позиции государственника. Как же это соотносится с вашими действиями?

— Абсолютно соотносится. Единственный допустимый подход в любом кризисе — «делай, что должен — и будь, что будет». Быть государственником — не значит тупо отдавать на растерзание часть государственной собственности по требованию ретивого чиновника. Быть патриотом — значит бороться за государственные интересы. Никто не доказал, что конкретный самарский чиновник служит государственным интересам, играя в игру «Утопи «Волготанкер». И, согласитесь, если ко дну пойдет гордость российского флота, последствия для страны будут чудовищными. Но кто сможет их исправить? Ведь наверняка не те чиновники, которые будут подлинными виновниками этого. Максимум, что можно с ними сделать, уволить за профнепригодность. Можно. Да только последствия их ошибок лягут тяжким грузом на экономику страны.

Но ведь до этого вам удавалось выигрывать у той же самой налоговой инспекции процессы о возмещении НДС в судах. Почему вы на этот раз не пошли по тому же пути?

— Хватит уже играть! Достаточно. Какие игры, когда речь идет о будущем всего российского флота! За этими чиновничьими играми — судьбы людей, судьба всей российской экономики. Дело уже не в одном только «Волготанкере». Абсолютно все участники этого рынка работают в рамках принятой в мировом судоходстве деловой практики. Претензии, которые чиновник сегодня предъявляет   «Волготанкеру», завтра должны быть предъявлены всем прочим пароходствам. И если сегодня чиновник уничтожит «Волготанкер», то завтра он должен точно так же наброситься на все остальные российские пароходства. Замечу: не «может», а именно «должен» — чтобы исключить избирательное применение права. Процесс против «Волготанкера» легко может быть превращен в процесс против всего российского флота. По той же формальной причине.

Тогда, если позволите, еще буквально два слова — без цифр и сложных выкладок —               в чем эта формальная причина?

— В игре словами. Придумывает новые значения общепринятым терминам. Договор перевозки грузов обзывает договором аренды недвижимости (!) — и на этом основании доначисляет налоги. Это то же самое, что зарезать курицу, несущую золотые яйца, в рамках кампании по борьбе с коровьим бешенством.

Мы обратились за комментарием касательно сложившейся ситуации к профессору, доктору юридических наук Георгию Иванову, ведущему эксперту в области морского права. Он был предельно категоричен: «Указанные договоры являются одним из видов договора перевозки груза (договора фрахтования), предусмотренных Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 115). Этот вопрос является бесспорным как в российском, так и в международном частном морском праве».

К сожалению, формат телефонного интервью оставил невыясненными многие вопросы. Поэтому за дополнительными разъяснениями наш корреспондент обратился к вице-президенту «Волготанкер АМС» Андрею Клейменову.

В чем именно выражается давление на «Волготанкер» со стороны самарских чиновников, о котором говорится в Открытом письме?

-Оказывая услуги по перевозке, в течение последних трех лет «Волготанкер» в соответствии с законом предъявлял НДС к возмещению. Налоговые органы по различным надуманным основаниям отказывали пароходству в этом праве. Все эти отказы были обжалованы ОАО «Волготанкер» в арбитражном суде, который признал решения налоговых органов недействительными. Тем не менее, невзирая на вступившие в силу судебные акты арбитражного суда, в декабре 2004 года «Волготанкеру» был предъявлен акт выездной налоговой проверки, по которому в качестве основания отказа в возмещении НДС, доначисления НДС и привлечения ОАО «Волготанкер» к налоговой ответственности было изобретено новое, абсолютно абсурдное основание. То есть сегодня, увлеченные борьбой с пароходством, налоговые органы действуют вопреки решению суда.

Какова сумма налоговых претензий по последнему акту налоговой проверки?

— Общая сумма доначислений за 2001 год составляет 716 миллионов рублей, из которых 371 миллион — это собственно доначисленный НДС, а оставшиеся 345 миллионов рублей составляют штрафы и пени. При этом мы отдаем себе отчет в том, что если выплатим доначисленные за 2001 год налоги в ущерб различным инвестиционным программам, запланированным на следующий год, то незамедлительно получим претензии еще как минимум на 80 миллионов долларов — за 2002, 2003 и 2004 годы. В этом случае расплатиться мы будем просто не в состоянии без распродажи флота — и пароходство «Волготанкер» будет обречено на уничтожение.

С чем вы связываете обострение конфликта с самарскими чиновниками?

-На этот вопрос невозможно ответить, пока мы не знаем подлинной причины такой беспрецедентной атаки на пароходство. Если вы найдете ответ, кому выгодно давление на «Волготанкер», в чьих интересах его уничтожение,- вы получите ответ на свой вопрос. Мы же можем судить скорее о методах борьбы с пароходством, надо отдать должное, весьма современных. То, что принято называть грязными технологиями, мы могли наблюдать в подробностях на собственной шкуре. Например, давление со стороны налоговых органов на пароходство заметно усилилось одновременно с появлением ряда публикаций в СМИ, в которых «Волготанкер» необоснованно   связывали   с «ЮКОСом». И тут же, как по заказу, против пароходства возбуждалось уголовное дело и начинались налоговые проверки.

Вы хотите сказать, что весь этот дым без огня?

— Я хочу сказать, что есть свидетельства независимых международных финансовых институтов о том, что такой связи не существует уже четыре года, с тех пор, как «ЮКОС» продал принадлежавший ему пакет акций ОАО «Волготанкер». На сегодняшний момент «ЮКОС» является всего лишь одним из клиентов пароходства «Волготанкер», что также подтверждено независимыми финансовыми институтами.

А какие действия помимо обращения к руководству страны предприняты пароходством?

— На сегодняшний день мы подготовили письмо председателю Морской коллегии РФ, председателю правительства РФ. Направили рабочий пакет документов в министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, в межведомственную комиссию по судостроению, Министерство промышленности и энергетики РФ, министерство транспорта, Генеральную прокуратуру РФ, ФСБ России.

А если проблема так и не решится?

— Она не может не решиться. В любом случае мы продолжаем борьбу за сохранение пароходства всеми законными средствами. Впрочем, четыре вещи мы не будем делать ни при каких обстоятельствах:

Мы не будем бороться против интересов государства.

Мы не будем «банкротить» пароходство.

Мы не будем продавать суда.

И никогда не спустим на судах «Волготанкера» российский флаг.

И все же скажите: что вы намерены предпринять дальше?

-Мы будем ждать решения руководства страны.

Беседовал Андрей ВИКУЛОВ.

Российская газета № 2 (3671) от 13.01.2005.

*