(«Время»). Прогнозы сбылись — новый год начался с протестов населения, ощутивших на себе прелести реформы, именуемой «монетизацией льгот». В Самарской области стихийные митинги пенсионеров, протестующих против отмены бесплатного проезда на общественном транспорте, начались еще 10 января и продолжались практически всю прошедшую неделю, вплоть до вчерашнего дня. Подобные акции протеста их участники и профсоюзы обещают проводить и в дальнейшем.

Кто на самом деле виноват и что теперь делать, каков «запас прочности» у системы социальной защиты Самарской области, каковы перспективы отмены злополучного закона о монетизации льгот, — все эти вопросы «Время» адресовало министру труда и социального развития Самарской области Галине Светкиной, которая начала беседу с критики «порочной практики» принятия социальных законов «в темпе и с колоссальными недостатками» в эпоху Бориса Ельцина…

… Но потом пришел Путин и сказал: мол, мы, товарищи, наработали такое количество льгот, не обеспеченных деньгами, что нужно два бюджета. Так что давайте теперь разберемся и разложим все по полочкам — что относится к компетенции субъектов, а что — федерального центра. И сопроводим социальные мандаты деньгами.

— И он был совершенно прав! Потому что к категории незащищенных граждан нашей страны прибавилась масса льготополучателей трудоспособного возраста — представители правоохранительных органов, прокуратуры, судов, военнослужащие. Порядок наводить надо было. Это очень правильная идея, но ведь у нас, как всегда, во-первых, спешат, а во-вторых, искажают. В 2003 году был принят ФЗ №95, который четко разграничил полномочия органов исполнительной и законодательной власти всех уровней. Проходит год и четыре месяца, — появляется ФЗ №122. Идея-то замечательная: постепенно уходя от льгот, повышать доходы людей. Ведь почему государство устанавливает льготы? Потому, что не способно обеспечить доходы граждан — не повышается должным образом заработная плата, низкие пенсии и пособия. А раз невозможно в одночасье резко увеличить зарплаты и пенсии, надо постепенно льготы заменять денежными выплатами, компенсациями. Но когда 122-й закон был принят, стало понятно, что масса его статей противоречит 95-му. Например, 95-й закон говорит о том, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов — функция субъектов Федерации. А 122-й «забирает» эти полномочия на федеральный уровень. А это означает не только предоставление ежемесячных денежных выплат, но и организацию социального обслуживания. Поэтому в Самарской области была очень четко поставлена задача и губернатором, и председателем правительства Сергеем Сычевым: создать рабочую группу, которая разберется, как нам формировать эту систему в Самарской области.

Когда принимался 122-й закон, учитывалось ли мнение регионов, проводилась ли общественная экспертиза?

— От этой практики, имевшей место в Госдуме прошлого созыва, ушли, и, на мой взгляд, сознательно. Это никоим образом не связано с задержкой в разработке законопроектов. Это сознательный шаг, потому что те же ученые, социологи, эксперты ясно дали понять, что закон, мягко говоря, в нынешней ситуации пойдет со скрипом. Но… Он принят, надо его выполнять.

Сегодня раз в две недели проходят правительственные совещания с представителями регионов. Собирают информацию с мест о ходе реализации закона. Но у нас в стране ведь как? Стараются доложить, что все хорошо. Один губернатор задал вопрос: «Как же так, средняя стоимость санаторной путевки на сегодня 17-18 тысяч, а мы предлагаем санаторно-курортное лечение в осенне-зимний период нашим ветеранам, где стоимость койкодня в два раза меньше — 400 рублей?» Ему объяснили, что задача ставится совершенно другая: заполняемость санатория, и потом уже постепенное повышение стоимости койкодня. То есть высказать особо критическое замечание не так-то просто.

Можно ли было как-то противостоять принятию этого закона? Или хотя бы отложить его на год?

— Конечно, можно было. В адрес депутатов Госдумы неоднократно направлялись предложения и по разграничению полномочий, и по расчетам. В Самарской области были созданы прецеденты, когда, например, федеральный закон не закрепил норму о перерасчете пенсий с учетом индивидуального коэффициента. А Константин Титов встал на сторону общественности и доказал: если вы не хотите на уровне государства это делать, то мы сделаем это у себя, в губернии. И вызвал тогда негативную реакцию федерального центра. А спустя полгода его опыт распространили на всю страну. В той политической ситуации можно было работать и чего-то добиваться. А сегодня говорят: «Ты — субъект, и вот твое место»… Законодательно не только разграничены полномочия, а еще и запрещен для субъектов Федерации ряд функций. Как мы оставим льготу получения автотранспорта? К 60-летию Победы Титов сказал: «За счет собственных средств областного бюджета инвалиды получат машины, которые раньше получали за счет федеральных средств». Да, он нашел такую возможность, но ведь на федеральном уровне этой льготы уже нет! А если он будет вводить, значит, будет нарушать федеральный закон?

Федеральный закон натуральную льготу бесплатного проезда отменил и заменил ее ежемесячной денежной выплатой. Такой натуральной льготы на уровне субъекта Федерации нет, и ему запрещено выдавать субвенцию органам местного самоуправления на введение этой льготы, поскольку есть Бюджетный кодекс, который разрешает тратить средства только в соответствии с определенными статьями расхода. «Бесплатный проезд» — такой статьи расходов муниципальные бюджеты не имеют. А Грызлов заявляет, что регионы не воспользовались своим правом сохранить натуральные льготы. Где оно, это право?

Отрадный, однако, ввел льготный проезд и пенсионные «сезонки»…

— У них есть собственные средства, которые они получают за счет своей налогооблагаемой базы. И деньги, которые могли бы потратить на ремонт крыш, они направили на транспортную составляющую социальной защиты своих стариков. Юристы говорят, что это не разрешено, но и не запрещено.

А область так не может сделать?

— Область изыскивает сейчас средства, чтобы помочь городам и районам, у которых их нет. Но в целом, если бы область выделяла субвенции, она нарушила бы Бюджетный кодекс.

Удастся протестными действиями отменить закон о монетизации?

— Думаю, что нет. Поставлена задача: от натуральных льгот перейти к денежным выплатам, и она будет решаться. Ведь не случайно же было принято решение правительством РФ: отложить начало монетизации льгот по ЖКХ на год. Если бы начали с этого, был бы гораздо больший социальный взрыв. А теперь нужно будет смотреть, как увеличивается прожиточный минимум, какая разница между ним и инфляцией… Правильно наши ветераны говорят: мы говорим о проезде, а увеличиваются тарифы на все услуги, продукты дорожают, инфляция растет. То, что произошло, — результат непродуманной политики федеральных чиновников, которые сейчас очень громко заявляют о вине региональных властей. Не мне, конечно, критиковать Зурабова, но тем не менее: нельзя в России механически вводить то, что есть в других странах, не добившись повышения зарплат, не увеличив пенсий, не проиндексировав их. С 1 февраля, как мы услышали, их проиндексируют на 15%, но почему нельзя это было сделать с 1 января? Нет денег? А тогда для чего надо было вводить закон с 1 января? Непродуманность действий федерального правительства и ведущих министерств привели к протестам. А на местах сделали больше, чем могли сделать, потому что сохранили то, что было, пусть и в урезанном состоянии, но сохранили. В Самарской области сохранили систему стационарных учреждений, государственных реабилитационных учреждений, меры социальной поддержки населения. Существует областной закон о социальной помощи малообеспеченным гражданам, который есть не в каждом регионе. У нас есть закон о комплексной программе реабилитации инвалидов…

Но был и иной принципиально важный вопрос. В соответствии с законом функции соцзащиты населения отняты у органов местного самоуправления и переданы на уровень субъекта Федерации. Это значит, что в 47 муниципалитетах, где существуют управления социальной защиты населения, с 1 января 2005 года наше министерство обязано было уволить 17 тысяч работников… Для меня было важным убедить Константина Алексеевича не идти на поводу у этого закона в части передачи полномочий на уровень субъекта Федерации. Титов принципиально принял решение не соглашаться с этим и разработать закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями по социальному обслуживанию граждан. Этот закон сейчас визируется. Самое главное, конечно, не только полномочия передать, но и финансово их обеспечить. В бюджете 2005 года эти затраты предусмотрены.

__________________________________________________________

12 января министр труда и социального развития Самарской области Галина Светкина прокомментировала журналистам ситуацию с компенсацией льгот из областного бюджета, объяснив, что выплаты не могли быть осуществлены ранее по объективным причинам. Во-первых, областной закон № 169-ГД от 28.12.2004, согласно которому осуществляется социальная поддержка льготников регионального уровня, был опубликован 31 декабря и вступил в законную силу через 10 дней, то есть 11 января. До этого министерство труда и социальной защиты области не могло производить компенсационные выплаты. Во-вторых, в связи с продолжительными «рождественскими каникулами» произвести выплаты было попросту невозможно, так как не работала банковская система. Но уже 11 января министерство труда и социального развития области получило средства областного бюджета на денежные выплаты льготникам за январь, и с 12 января вместе с пенсией начались выплаты положенных сумм компенсаций.

Через два часа после Галины Светкиной со своей точки зрения ситуацию прокомментировали прокурор Самарской области Александр Ефремов и руководитель отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Самарской области Людмила Горожанина. Выяснилось, что правоохранители более всего озабочены поиском организаторов митингов и промахов областных властей при организации системы выплат. Из Генеральной прокуратуры пришло указание проверить законность проведения в Самаре и Тольятти митингов пенсионеров против замены льгот денежными выплатами. Уже после пресс-конференции стало известно, что лидер тольяттинского отделения общественного движения избирателей «За социальную справедливость» Маргарита Лоза уже получила уведомление «О персональной ответственности при проведении публичной акции на территории Центрального района города Тольятти».

Ряд экспертов усматривает в столь активном поиске крайнего «заказ» федерального центра, который виновными, кроме непосредственных организаторов митингов, хотел бы «назначить» и региональные власти. Так, например, спикер Госдумы Борис Грызлов назвал закон о монетизации льгот «справедливым и дающим дополнительные преимущества гражданам, имевшим льготы».

Оксана Тихомирова

Время, № 1 (8) от 17.01.2005.

*