Ровно 35 лет назад, в январе 1970 года на Волжском автомобильном заводе была выпущена первая пробная партия вазовских товарных знаков.

В воспоминаниях вазовских конструкторов на эту тему есть такой эпизод. В документации по решетке радиатора для «Жигулей», которая поступила в Тольятти, конструторы «ФИАТа» обозначили «дырку» под эмблему, и по началу на это никто не обращал внимания. Задачи строительства завода и запуска в производство новой машины были и посложнее. Время близилось к моменту торжественного запуска, и тогда из Турина пришел очередной телекс с вопросом о том какая будет эмблема на «Жигулях». Солгасно воспоминаниям конструктора-дизайнера В.И.Пашко, задача на самом деле оказалась непростой. Было много споров. Неудивительно, требовалась не просто выразительная «картинка», надо было уяснить себе философию этого знака. Поиск шел в разных направлениях. Вариантов пятнадцать-двадцать было рождено, некоторые из них были достаточно интересны. Не было только среди них единственно убедительного. Искомую идею привез из столицы А.С.Декаленков, работавший тогда в Московской дирекции. Это было несколько набросков в обыкновенной ученической тетради. И среди них тот, что превратился затем в известную всем старорусскую ладью, с читаемой одновременно буквой «В» — Волга, Волжский, ВАЗ. Этот эскизик А.С. Декаленкова и дал толчок первой символике АВТОВАЗа».

Затем, после проработки макета и утверждения окончательного варианта, документация на товарный знак была отравлена в Италию. В январе 1970 года из Турина была получена первая пробная партия вазовских товарных знаков, около 30 штук. Увы, вся она была забракована по очень простой причине – буква «Я» оказалась почему-то перевернутой (в виде латинской буквы «R»). Этот знак немедленно стал раритетом и весь без остатка, (брак!) разошелся по частным коллекциям. В Турин был отправлен соответствующий телекс, знак был откорректирован и в течение всего 1970 года автомобили ВАЗ-2101 шли именно с ним. В дальнейшем со знака исчезла надпись «Тольятти» . По двум основным причинам. Выяснилось, что по законам геральдики символика товарного знака никоим образом не должна привязываться к географическому положению завода-изготовителя. Но самым интересным оказался второй аспект. Воспротивились соотвествующие «компетентные органы». Было заявлено, — вы дешифруете место расположения завода. Как будто всему миру не было уже известно, в каком городе находится этот новый советско-итальянский автомобильный завод».

ИА LADAONLINE

*