(«Новые Известия»). Идущие по России бои пенсионеров за бесплатный проезд в городском транспорте – первые ласточки монетизации льгот. На очереди перебои с лекарственным обеспечением, санаторно-курортным лечением и многие другие проблемы, порожденные не подготовленной ни экономически, ни организационно реформой.

Городской транспорт дал о себе знать сразу – вошел старик в автобус, а его говорят: «Плати!» Иные последствия монетизации пока в массовом порядке не чувствуются, но и ждать себя долго не заставят. Самые, возможно, острые проблемы возникнут в процессе бесплатного обеспечения медикаментами. Федеральный центр отпустил на медико-лекарственное обеспечение каждому монетизируемому 340 руб. Но это касается только федеральных льготников, которых оказалось 14 млн. человек вместо предполагавшихся 10 млн., учтенных в бюджете-2005. Что же касается региональных, которых, по последним данным, насчитывается уже больше 20 млн. человек, то тут дела еще хуже.

Дело в том, что во многих регионах «на все про все» выделили порядка 200–250 руб. на льготную душу. Легко предположить, что под давлением общественности, правительства и Думы местные власти восстановят бесплатный проезд на городском транспорте. Но ведь текущими бюджетами таковой не предусмотрен. Это означает, что на прочие компенсации денег будет катастрофически не хватать, ведь по статистике больше 70% регионов дотационны. Во всяком случае, уже сейчас можно сказать, что лекарственное обеспечение 20 млн. россиян под угрозой.

Впрочем, и федеральные льготники, нуждающиеся в медикаментах, окажутся не в самом лучшем положении. По решению правительства оптовые организации должны отпускать лекарства в кредит. Погашение этого кредита государством может растянуться на срок от двух месяцев и более. И не факт, что сравнительно дорогие препараты, включенные в список обязательных, окажутся на складах вовремя на таких кабальных для поставщиков условиях.

Зимой мало кто отдыхает в санаториях – мертвый сезон. Да и 50 руб. в месяц, выделенные на это каждому федеральному льготнику, должны скопиться в какую-то более-менее внушительную сумму, способную покрыть расходы. Между тем еще осенью, когда к монетизации только готовились, многие руководители субъектов РФ предупреждали, что денег на перевозку людей у них нет. Особенно остро проблема стоит в отдаленных районах. В Сахалинской области, например, в 2005 году в отдыхе нуждаются более 28 тыс. человек, а с учетом работников силовых структур – даже 31 тыс. Однако на самом острове работает всего 5 санаториев, что автоматически вычеркивает из списка большую часть претендентов на отдых и лечение. Теоретически можно было бы вывезти льготников «на материк», но, к примеру, только билет от Сахалина до Москвы стоит 11 тыс. руб. в одну сторону, а денег на покрытие таких расходов даже части льготников в областном бюджете нет.

Не лучше обстоят дела и с проездом региональных льготников в электричках. Так, например, из 9 субъектов РФ, которые обслуживаются Московской железной дорогой, только три – Москва, Смоленская и Рязанская области – приняли решение оставить льготникам право бесплатного проезда. В Брянской для них будет 50-процентная скидка. В остальных субъектах РФ всем придется платить по полной. Между тем по статистике каждый второй пенсионер половину потребляемой плодоовощной продукции берет со своего дачного участка. Так что реальный удар по карману льготников будет гораздо серьезнее ожидаемого ущерба от монетизации льгот.

Проблемы непременно возникнут, когда пенсионеры получат январские счета за телефон. Еще труднее будет льготникам платить за квартиру. Так, по словам научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций Евгения Гонтмахера, в 2005 году плата за услуги ЖКХ из-за введения 100% оплаты услуг в разных регионах подскочит на 15–30%. Это наверняка ляжет дополнительным бременем на социально незащищенные слои населения, среди которых подавляющее большинство – льготники. И эти издержки точно не будут компенсированы никакими надбавками.

Региональные и местные власти наверняка будут решать проблемы «по мере их поступления»: сегодня – городской транспорт, завтра – квартплата, послезавтра – лекарства. Однако маневры возможны только в рамках утвержденных бюджетов, в которых уже давно посчитаны деньги на монетизацию, выделенные федеральными властями. При этом после решения каждой очередной проблемы денег на последующие будет оставаться все меньше. Пример уже есть: подмосковным пенсионерам обещали повысить социальную компенсацию, зато на миллиард рублей будет сокращен в этом году бюджет Московской области на капитальное строительство. В других, менее богатых регионах о таких суммах и не мечтают, значит, реформа будет финансироваться по принципу тришкиного кафтана.

КАХА КАХИАНИ, ОЛЬГА КОНДРАШОВА

«Новые Известия»

17.01.05

понедельник

«Новые Известия»

*