Потребитель превращается в пользователя. Рынки IT и бытовой техники объединяются
(«Время новостей»). Для IT-индустрии год теперь начинается с мероприятия, которое во времена расцвета компьютерного рынка было явлением совершенно незаметным на фоне IT-выставок вроде Comdex (осень, Лас-Вегас) или CeBIT (весна, Ганновер). Ежегодно в январе в Лас-Вегасе проходит Consumer Electronics Show (CES) 2005 — крупнейшая в мире выставка бытовой электроники. Именно здесь теперь IT-компании имеют лучшую возможность привлечь к себе внимание публики.
В 2005 году CES прошла с 6 по 9 января. Открывал выставку Билл Гейтс, который последнее время успешно сочетает работу миссионера от высоких технологий с бизнесом. Билл говорил о грядущей эпохе «неограниченного творчества», которую нам обеспечивают информационные технологии. Эти технологии дарят невиданную прежде свободу конструкторам телевизоров, кухонных плит, стиральных машин и вообще бытовой техники, для которой пока что и названия не существует. С другой стороны — творить с такой техникой в руках может не только конструктор, но и самый что ни на есть конечный потребитель. Разница между понятиями «потребитель» и «пользователь», таким образом, стирается, поскольку всякая бытовая техника чем дальше, тем больше становится похожей на специализированный компьютер.
Рынок бытовой техники действительно дает Microsoft еще один шанс вступить в теснейший симбиоз с производителем техники — «железа», если говорить на сленге компьютерщиков. Не так давно, меньше 20 лет назад, выход очередной модели процессора от Intel по оптовой цене более тысячи долларов (в партиях от 1000 штук), как правило, синхронизировался с выпуском очередной версии Windows, что решающим образом стимулировало продажи и компьютеров, и софта. Теперь Microsoft предлагает софт для бытовой техники (прежде всего аудио- и видеоаппаратуры), давая, во-первых, возможность традиционным производителям компьютеров выйти на «чужой» рынок бытовой электроники. Во-вторых, производитель программного обеспечения для домашней техники может — пока теоретически — навязать множеству производителей единый технологический стандарт. А это именно тот прием, которым Microsoft владеет в совершенстве.
Обо всех экспонатах CES 2005 и не расскажешь. Часть техники уже в продаже, в том числе и у нас. Как выглядит, например, компьютеризированный аудиовидеоцентр, российский потребитель уже знает. Осенью Kraftway — отечественная компания, специализирующаяся на сборке компьютеров, — представила продукт на основе Windows XP Media Center (платформа для компьютера, исполняющего роль телевизора, радиоприемника и музыкального центра). Таких систем в мире в 2004 году продано полтора миллиона. Еще раньше, в 2003 году, тоже чисто компьютерная компания Acer, не замеченная в производстве ни телевизоров, ни музыкальных центров, выпустила компьютер с инфракрасным пультом управления, видео- и радиотюнерами, большим жидкокристаллическим монитором и дизайном, явно не рассчитанным на то, чтобы вписать машину в интерьер офиса. Эта техника также продается на нашем рынке. Еще один крупный изготовитель ПК, компания Gateway, попросту, без затей вторглась на территории, принадлежащие по праву первородства японским компаниям вроде Matsushita, Sony и иже с ними: терпящая убытки Gateway взялась за производство плазменных телевизоров.
Так что Гейтс прав, по обыкновению. Конвергенцию IT-индустрии и индустрии производства приборов и устройств, облегчающих нашу повседневную жизнь, следует признать объективно существующей.
Далеко не факт, однако, что богатейший рынок бытовой техники легко примет чужих игроков из IT-сферы. Например, Matsushita вообще предпочитает разрабатывать собственный софт — даже для управления бизнесом, а не то что фотоаппаратом собственного производства. Такого не позволяют себе ни Boeing, ни GM, ни British Petroleum.
Анна МАЙОРОВА
N°4
17 января 2005 Время новостей
***