(«Русский курьер»). После премьеры циркового представления накрыты столы, вся труппа гуляет на полную катушку, лишь поодаль, за кулисами, хмуро выпивают два клоуна, закусывая луковицей. “Забыли, не пригласили”, — хмуро заявляет один. “Не забыли — не пригласили”, — в свою очередь выдает другой.

Этот анекдот приходит на память не случайно. С новым губернатором регион живет считанные дни, но уже за это время стало абсолютно понятно, что информационная политика, которой последние года придерживалась областная администрация, практически не изменилась. Изменится ли — еще вопрос.

Сергей Морозов, едва успев встать за региональный штурвал, уже оказался подставленным. Губернаторская пресс-служба, которой продолжает руководить человек из команды Владимира Шаманова, с первых дней откровенно работает против своего нового шефа. Работает по старым лекалам, чью губительную силу неоднократно приходилось ощущать на себе генералу. Пресс-служба, во многом подводившая Шаманова, поспешила перекочевать в обновленную администрацию, автоматически записав оппонентов генерала-губернатора в противники Морозова. Сохранилась ставшая за четыре года традиционной “списочная система”: на встречи, пресс-конференции и прочие мероприятия, проходящие под патронатом областной администрации, право аккредитации зачастую получают лишь “угодные” губернаторскому окружению журналисты. Корреспондент “РК” в число фаворитов, как показывает действительность, не входит — об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что доблестная пресс-служба даже не посчитала нужным прислать приглашение на инаугурацию губернатора Морозова.

В общем, история действительно имеет свойство повторяться. Правда, если при Шаманове агрессия пресс-службы по отношению к журналистам, не разделяющим позиции действующей власти, хотя бы как-то была объяснима, то сегодня ни о каких разумных аргументах не идет и речи.

Получается своего рода парадокс: Сергей Морозов поздравляет журналистов с Днем печати, говорит о важности профессии и необходимости совместной работы, предлагает различные варианты сотрудничества, а его пресс-служба тем временем единолично определяет, кто из журналистской братии Сергею Ивановичу – друг, а кто – враг…

Помнится, не столь давно пресс-секретарь губернатора Шаманова Наталья Николаева приглашала вашего покорного слугу на “профилактическую беседу”. Наталья Алексеевна, как тогда казалось, вполне искренне говорила о том, что как таковых причин для критики Владимира Анатольевича нет, и вообще — писать надо больше позитивного.

Но реальность зачастую удивительна своей непредсказуемостью и жестокостью: генерал успешно ушел на повышение в российское правительство, а Наталья Алексеевна – осталась на прежнем месте.

Губернатор Шаманов во многом был недальновидным политиком: он не замечал, что фундамент власти, которой он так дорожил, обрушался медленно, причем, даже не под воздействием силы извне, а из-за внутреннего противодействия. Генерал, наверное, мог бы избежать львиной доли критики в свой адрес, будь его пресс-служба более образованной, более грамотной и попросту по-человечески разумной. Этот гнилой осколок прошедшего четырехлетия, уже успевший влиться в утвердившееся в региональном тезаурусе определение “шамановщина”, перешел по наследству новому губернатору.

Действующая пресс-служба — это не команда, это горстка людей, сумевших блестяще овладеть техникой сведения счетов. Сводить счеты — и вправду их прерогатива. Команда работает на общее дело, они же привыкли думать только о себе. В этом, собственно, и кроется принципиальное отличие.

Губернатору Морозову предстоит решить: будет ли он работать по канонам своего предшественника, либо сделает выбор в пользу кардинального обновления системы информационного взаимодействия.

Михаил БЕЛЫЙ

«Русский курьер»

№ 453 2005-01-17

"Русский курьер"

*