Высокая печать. Сегодня — наш праздник
(«МК»). Журналистские огрехи были и будут всегда — это древнейшая изюминка древнейшей же профессии. Только раньше ляпы допускались от недостатка грамотности — теперь же, наоборот, от ее якобы избытка. Так, в XVIII в. газета “Ведомости” опубликовала указ Петра I о статусе матроса, который гласил: “Матрос есть отродье холопское, но дело свое разумеющее…” И все бы хорошо, но кто-то гусиным перышком вывел вместо “дело” “тело”, за что потом был нещадно бит кнутом. Сегодня, в День российской прессы, мы предлагаем посмеяться над маленькими трагедиями большой журналистики разных лет и изданий.
Когда-то у нашего брата не было не только Интернета, но и — о, ужас! — самих компьютеров. А существовала так называемая высокая печать — штука чрезвычайно коварная. В типографиях стояли громоздкие машины, которые частенько путали или совсем глотали цинковые буковки…
А теперь представьте себе областную газету “Коммунист”, где передовица посвящалась успешной борьбе обкома партии с различными перегибами. В частности, там говорилось: “Коммунисты бескомпромиссно скрывают ошибки…” Явная оговорочка вышла, ведь в изначальном варианте имелось в виду слово “вскрывают”. Потерялась-то всего одна буква, а оговорка получилась по Фрейду.
А главу Семикаракорской районной администрации в Ростовской области господина Белых поздравили на первой полосе газеты заголовком, в котором первая и вторая буквы его фамилии мистическим образом поменялись местами. Получилось почти непечатное слово, да еще набранное крупным шрифтом.
Почти во всех редакциях есть свой каждодневный “стрелочник” — это дежурный по номеру, “свежая голова”, выпускающий редактор и т.п. В идеале бедолага этот обязан за всем следить и во все вникать.
Дело было в одном из ленинградских изданий. На газетной полосе стояло два материала. Первый — об успехах наших доблестных сталеваров, второй — о буржуазных наемных солдатах. Соответственно располагались фотографии: НАШИ сталевары шуруют около доменной печи, а ИХ головорез держит на вытянутых руках две отрубленные головы никарагуанских повстанцев. Все бы ничего, да только по недосмотру дежурного перепутали подписи к иллюстрациям. Там, где сталевары, стояло: “Буржуазные наймиты на службе у мирового империализма”. А под наемником, который потрясал отрубленными головами, подпись получилась еще круче: “Так держать, сталевары!”
Существует масса легендарных опечаток. Старшее поколение журналистов рассказывает, что один раз газета “Красная звезда” допустила такую ошибку, что сам Иосиф Виссарионович велел… никого не наказывать. Суров он был, но пошутить любил.
Итак, шла советско-финская война. Фронтовыми успехами наша доблестная армия, честно сказать, тогда не блистала, поэтому даже маленькая победа преподносилась как величайшее достижение.
Короче, мы заняли какой-то населенный пункт, и “Красная звезда” незамедлительно откликнулась бравой реляцией, которая должна была звучать так: “Советские войска выбили белофиннов!”
А теперь догадайтесь, что вышло в газете на самом деле. Даем подсказку: ошибку допустили в третьем слове, при этом получился крепкий, но абсолютно нецензурный глагол.
Как видите, в журналистской профессии расстояние от ужасного до смешного порой действительно меньше шариковой ручки.
ПРИДУМАНО НЕ НАРОЧНО
Эти журналистские перлы мы собрали из разных изданий в разное время. Смейтесь на здоровье!
Главарь администрации.
Компенсация за оральный вред.
Икона осветителя Николая.
Енот-потаскун (вместо полоскун).
Вначале взяточница просила 500 долларов, но потом согласилась на 9 тысяч рулей.
Не использовать при умственной нагрузке, головной боли и во время вожделения автомобиля. (О лекарстве.)
Ищу мужчину, который так же, как и я, был бы увечен парным фигурным катанием.
И добавьте стертую на треке цедру половины лимона.
Как всегда, перед началом отпоительного сезона в Москве прошли пробные топки.
Девушка в 50 кв. м на троих (имеется ввиду “двушка”).
Б. Фекальный переулок (Факельный пер.).
Враг-психиатр.
Спице-викер.
Неожиданное известие подбавит бодрости в четверг, но холопы будут приятными. (Хлопоты; астропрогноз.)
Руслан Нигматуллин уезжал из “Локомотива” в Италию не без скандала — тем удивительнее его возвращение в команду полтора гола спустя.
Межпопэнерго.
Минисредство иностранных дел.
Каждую весну нас косили авитаминоз, корь и свининка.
Заломив руки за псину.
Он стал министром путем сообщения.
Александр ЕЛИСОВ.
Московский Комсомолец
от 13.01.2005
*