Музыканты Московской консерватории дают в Рахманиновском зале бесплатный концерт из произведений Николая Карловича Метнера – к 125-летию со дня рождения композитора

Значение Николая Метнера как классика отечественной музыки со временем все очевидней, каковы бы ни были главенствующие тенденции в культуре. Все очевиднее становится и правота Рахманинова, его друга, сказавшего еще в 1921 г.: «Большой художник, великий композитор Николай Метнер… Он слишком индивидуален, чтобы походить на кого бы то ни было, кроме как на русского композитора. Его сочинения всегда глубоко содержательны… В музыке Метнера первенствует мысль, вдохновение».

Он родился в Москве 6 января 1880 г., окончил Московскую консерваторию с золотой медалью в 1900 г. по классу фортепиано П.А. Пабста и В.И. Сафонова. По композиции занимался у С.И. Танеева. Преподавал в Московской консерватории в 1909-10 и 1915-21 гг. С 1921 г. жил за границей: в Германии, Франции, Англии. Умер Николай Метнер в Лондоне в 1951 году.

При жизни композитора, да и позже, много говорилось о его «ретроградстве», «эпигонстве» (распространению этой позиции во многом способствовало нетерпимое отношение Метнера к творчеству многих его младших современников); при этом из виду фактически упускалось то новое, неповторимое, индивидуальное, что делало Метнера самостоятельной фигурой огромного масштаба.

Имевший высокое понятие о служении искусству, Метнер «работал, как бы мучительно вспоминая то, что ему привиделось. Он считал, что нельзя ни одной ноты выдумать. Для него это означало бы солгать. Он стремился к простоте, которая не терпит ни сочинительства, ни хозяйничанья. О творческом credo Николая Карловича, в конце концов, лучше всего говорят его сочинения, и вдумчивый слушатель сам увидит, в чем и как осуществлял Николай Карлович требования строгой повелительницы – музы». Это строки из воспоминаний супруги композитора А.М. Метнер.

Музыка Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Шопена и Чайковского, поэзия Пушкина, Гете, Лермонтова, Тютчева и Фета были особенно близки Метнеру на протяжении всей его жизни. Взгляды на искусство он подробно излагает в книге «Муза и мода», а также в многочисленных опубликованных письмах. Для стиля Метнера характерно строго тональное мышление. В мелосе преобладает диатоника, включающая различные ладовые наклонения: часто обнаруживается связь с интонациями русской церковной и народной музыки. Неоспоримо влияние на мелодии Метнера и великих немецких авторов, в особенности Шуберта и Шумана. Фактура почти всегда насыщенна и плотна: характерной стилистической особенностью Метнера является своеобразный и необычайно развитый контрапункт. Гармония Метнера богата и красочна; доминирующая роль логики голосоведения обусловливает неуклонную последовательность и одновременно тонкость движения аккордов и смен красок. Форма (как, впрочем, и фактура) его сочинений иногда выглядит перегруженной, однако она органически вытекает из тематического материала, повинуясь логике его развития – исходя из своего рода необходимости исчерпания ресурсов такового.

Перу Николая Метнера принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром, 14 фортепианных сонат и множество других фортепианных сочинений (сказки, дифирамбы, новеллы, танцы и др.), 3 сонаты для скрипки и фортепиано и ряд небольших пьес для этого состава, квинтет для фортепиано и струнных, а также десятки сочинений для голоса с фортепиано: помимо песен на стихи русских и немецких поэтов, соната-вокализ и сюита-вокализ.

Фортепиано было для Метнера, крупнейшего пианиста (сохранилось немало его записей, равно как и восторженных откликов о его игре, принадлежащих высочайшим авторитетам), основным инструментом. Несомненно влияние метнеровского пианизма на искусство таких артистов, как, например, Софроницкий и Гилельс (с первым из них Метнер некоторое время тесно сотрудничал, пройдя ряд своих сочинений).

Фортепианный стиль Метнера, органически связанный с его композиторским стилем в целом, представляет собой «энциклопедию» пианизма – наподобие творчества других величайших композиторов-пианистов. Выдающуюся ценность представляют песни Метнера. Двуязычный композитор, он одинаково глубоко и тонко чувствовал и русскую, и немецкую поэзию, отражая в музыке как общую концепцию, так и тончайшие нюансы стиха и создавая на его основе своего рода музыкальные поэмы, часто насыщенные сложным симфоническим развитием.

Оркестр фигурирует у Метнера лишь в фортепианных концертах, однако известно о его пожизненной тяге к оркестру, к симфонизму. По свидетельству А.М. Метнер, «зарождавшиеся темы Николай Карлович большей частью записывал не на двух, а на трех-четырех нотных строчках. Впрочем, он иногда удовлетворялся и клавирным изложением, хотя находил, что рамки фортепиано тесны и лучше было бы написать для оркестра. Между тем он боялся терять время на оркестровую запись, так как всегда думал, что не успеет реализовать и половины накопившихся у него тем».

Если ранние ноктюрны для скрипки и фортепиано примыкают к песням Метнера, то фортепианный Квинтет представляет собой некую квинтэссенцию метнеровского стиля в его симфоническом аспекте. Сам композитор отводил этому опусу особое место в своем творчестве – не будет преувеличением сказать, что это был труд всей его жизни. Первая запись Квинтета, относящаяся к 1905 г., легла без изменений в основу сочинения, законченного в последние годы жизни. На протяжении нескольких десятилетий Николай Карлович постоянно думал об этом сочинении и все считал себя еще не готовым для завершения его. Впрочем, он откладывал работу над Квинтетом еще и потому, что долго не мог найти среднюю часть. Он очень заботился о простоте и ясности Квинтета. Простота этого произведения не опрощение или ослабление творческой мысли – это та простота, к которой композитор стремился всю жизнь, простоту же нарочитую считал дурным обманом. Закончив и прослушав Квинтет, он радовался как будто даже больше, чем когда завершал другие произведения. Этот особенно интересный случай созревания произведения на протяжении почти всей жизни может быть очень показательным в том смысле, что Николай Карлович не позволял себе сам браться за что-нибудь, пока это не приходило само, и причем совершенно ясно и определенно. Из воспоминаний А.М. Метнер: «Когда я его иногда спрашивала, почему он все еще не возвращается к материалу Квинтета, то Николай Карлович отвечал: «Не смею». Лишь осознав среднюю часть как покаянную молитву Давида, которая ранее была им записана для голоса с фортепиано, он взялся за работу. К этому сочинению не велел ставить опуса».

В ознаменование 125-летия со дня рождения композитора в ближайший четверг в Рахманиновском зале Московской консерватории пройдет концерт из его произведений, в котором примут участие пианисты Михаил Лидский, Алексей Володин, Ольга Макарова, тенор Алексей Мартынов, скрипач Алексей Лундин и «Моцарт-квартет». В трех отделениях концерта будут исполнены наиболее знаменитые опусы Н.К. Метнера, включая Квинтет до мажор для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели.

www.utro.ru

*