11 января 1993 года считается Днем рождения Производства специальных автомобилей «БРОНТО». Это дочернее предприятие АВТОВАЗа выпускает мелкосерийные автомобили на основе поставляемых заводом машинокомплектов. ОАО «ПСА «БРОНТО» расширяет модельный ряд автомобилей LADA, распространяет тольяттинскую марку по всей России и за рубежом.

За 12 лет ОАО «ПСА «БРОНТО» освоило производство больше десяти моделей. Это вездеходы повышенной комфортности, пляжные джипы, снегоболотоходы, электромобили. Но лицом предприятия, его основной продукцией были и остаются машины, с которых, собственно, и ведет «БРОНТО» свою историю — автомобили повышенной защищенности на базе LADA NIVA. В общей сложности с 1993 года предприятие выпустило около 7300 машин, из них более 2000 — броневики. О применяемых «БРОНТО» методах защиты людей и груза рассказывает главный конструктор предприятия Сергей Самойлов.

— Модель нападения на инкассаторский броневик предугадать невозможно. Злоумышленники могут применить и стрелковое оружие, и взлом, и газовую атаку, и взрыв, и поджог, и многое другое. Невозможно создать конструкцию автомобиля, универсальную для всех моделей нападения. Но можно спроектировать автомобиль с максимумом защитных свойств. Это мы и пытаемся сделать.

Броня для автомобилей повышенной защищенности должна обладать особыми качествами: легкая, прочная, технологичная. При этом она обязана выполнять российские нормы, применяемые к средствам индивидуальной защиты. А автомобиль, приобретая новые свойства, должен соответствовать всем требованиям токсичности, по активной и пассивной безопасности и другим.

На рынке оборонных технологий постоянно происходит «гонка вооружений», то есть с появлением новых видов брони рождается более мощное оружие или боеприпасы с новой пробивной способностью. На сегодня нет абсолютно хороших броневых материалов, у всех разные свойства. Но в основном предприятия, которые оснащают броней автомобили (и «БРОНТО» в том числе), оценивают материалы по способности противостоять пуле. Сталь, которую мы применяем, при минимальной толщине имеет максимальные защитные свойства. Она выдерживает стрельбу из автомата Калашникова калибра 5,45 и 7,62 миллиметра. Для автомобилей третьего класса защиты (против автомата Калашникова) толщина листов составляет 4,2 миллиметра, а для второго класса (против пистолета ТТ) — 2,2 миллиметра. Толщина стекла — 28 миллиметров (третий класс) и 16 миллиметров (второй класс).

Что касается бронестекол, то технология их производства постоянно совершенствуется, но принцип остается прежним — многослойные композиции. Производство их достаточно сложно, так как они при своей пуленепробиваемости должны выполнять все требования к автомобильным стеклам. Такой технологией в мире обладают немногие страны. Сегодня мы пользуемся стеклом, которое как и сталь, обладает высокой эффективностью при малой толщине. Использование таких броневых материалов обеспечивает необходимый уровень защиты и увеличивает массу автомобиля всего на 400 килограмм.

Русская броня лучше импортной по соотношению цена-качество. А среди отечественных материалов «БРОНТО» выбирает лучшие, те, что наиболее подходят для бронирования автомобилей.

Согласно системе управления качеством, броня, как и другие узлы автомобиля, должна гарантировать выполнение своих функций. Стекло и сталь подвергаются многоступенчатому контролю на всех этапах переработки материалов и сборки автомобилей. А раз в три года мы проходим сертификационные испытания на государственном уровне. В том числе производятся баллистические испытания, то есть с определенного расстояния производится стрельба. Методики испытаний стекла и стали в корне различаются. Если для стали важно, пробила пуля лист или нет, то стекло не только должно остаться целым, но и не должно давать осколков внутрь. Стекло требует и особого подхода при эксплуатации и при установке. Мы с самого начала стали использовать вклейку стекол полиуретановым клеем, и это оправдало себя — были достигнуты оптимальные прочность соединения и долговечность.

Сочетание надежной «автомобильной» платформы и лучшей брони дает свои плоды, и за годы службы автомобили повышенной защищенности от «БРОНТО» доказали свои высокие качества. В адрес работников «БРОНТО» неоднократно приходили благодарности за спасенные жизни и имущество.

Станислав Березий

*