(«АиФ. Самара»). Несколько месяцев власть уговаривала народ, что он зря боится замены льгот на монетизацию. Устами депутатов и чиновников всех рангов раздавала обещания: в январе, мол, все почувствуют, как мудро и правильно государство придумало, чтобы самым социально уязвимым жить стало лучше и веселей.

Январь наступил. Что почувствовали, подумали и высказали те, о ком власть так позаботилась, мы узнали в понедельник, прослушав редакционный автоответчик. Возмущенные стариковские голоса наперебой жаловались на «беспредел» в общественном транспорте. Впрочем, ничего нового для себя мы не узнали. Любой из наших читателей слушает, а то и сам произносит гневные речи как на остановках, так и в автобусах, троллейбусах, трамваях.

Конфликты вспыхивают постоянно. Кто-то не платит за проезд — говорят, пенсию и компенсацию не получали. Один дед отчеканил: «Ни копейки не дам! Я бесплатный проезд заслужил, когда те, кто его отменил, под стол пешком ходили!». Другой зло швырнул 7 рублей, обозвав авторов монетизации фашистами.

Основной удар стариковского возмущения приняли на себя кондукторы. Их рабочее место превратилось в сплошной митинг пассажиров, некоторые готовы и к рукопашной. Выложить за одну поездку по Самаре из тощего пенсионерского кошелька 7 рублей накладно и льготникам, уже получившим компенсации, и тем, кто их еще ждет. Особенно пенсионерам, которым компенсаций вообще не полагается.

В понедельник обманутые надежды бывших льготников обернулись массовым стихийным выступлением. Самарские пенсионеры перекрыли ул. Революционную. Правда, прибывшие на место милиционеры настойчиво посоветовали несанкционированный властями митинг прекратить. Старики подчинились. Во вторник с утра обозленный народ потянулся митинговать к мэриям Тольятти и Новокуйбышевска. Высказывались за возврат бесплатного проезда и за отмену монетизации льгот вообще.

Люди чувствуют себя одураченными. И винить в этом власть должна только себя. Пропагандируя прелести монетизации, она твердила лишь о ее плюсах. Напрочь исключив огромную массу людей, которые в результате получат либо крохи, не покрывающие отобранных льгот (областные льготники), либо вообще не получат ничего (пенсионеры, у которых из льгот был только бесплатный проезд).

Можно не сомневаться: январский протест бывших льготников покажется цветочками. Горькие ягодки власть всех уровней испробует в феврале, когда пенсионеры получат квитанции по квартплате и коммунальным услугам за январь. По области цены на «коммуналку» рванули вверх от 30 до 60 процентов. Это результат социальной реформы — на федеральном уровне законодательно решили: население должно коммунальные расходы нести на 100 процентов, не рассчитывая на госдотации. Областной закон смягчил федеральную установку не намного — из бюджета «коммуналку» дотируют лишь на 10 процентов.

Расхлебывать результаты соцреформы придется муниципалитетам, которые из своих скудных бюджетов должны обеспечивать адресные субсидии. Кое-где, догадываясь об этом, заранее предприняли меры, чтобы минимизировать издержки монетизации. В Отрадном администрация города, по словам мэра Нины Вишняковой, совместно с автотранспортниками нашли возможность возить всех городских пенсионеров в муниципальном транспорте по 3-рублевым билетам, то есть за половину стоимости поездки, или по 90-рублевым «пенсионерским» сезонкам. Причем сделали это, не дожидаясь, пока закончатся праздники.

В Самаре пенсионерам долго морочили голову, что бесплатный проезд им оставят и после Нового года. Дважды заявляла об этом с экранов телевизоров замглавы администрации города Алла Волчкова. Некоторые кандидаты в депутаты Губернской думы по Советскому округу убежденно твердили о том же. Зачем врали? Разве не знали, что изменения в законодательстве не позволяют, как раньше, гасить из бюджета затраты автотранспортным предприятиям на перевозку льготников? Тем более нашли же другой способ чуток подсобить пенсионерам. Как нам сказали в областном департаменте соцзащиты, они по просьбе горадминистрации готовятся ежемесячно доплачивать к пенсии каждому пенсионеру Самары по 126 рублей из горбюджета. Специально на оплату проезда — из расчета 18 семирублевых поездок в месяц. Наверное, какой-то выход найдут и в других муниципалитетах, чтобы народ чуток успокоить. Удастся ли этими пожарными полумерами погасить волну возмущения?

Аргументы и факты (Самара)

№ 1-2 от 12.01.2005.

*