(«НИ»). Каждый второй полагает, что страна в своем развитии зашла в тупик. Таковы опубликованные вчера результаты социологического исследования РОМИР-Мониторинг. В крупных городах доля убежденных в неправильности курса превысила 50%. Причину таких настроений социологи видят в росте цен и неспособности властей справиться с терроризмом.

Правильным ли мы путем идем, товарищи? «Все больше людей считает, что неправильным», – заявил «НИ» научный директор РОМИР-Мониторинг Николай Попов. По мнению социолога, каждый вкладывает сюда что-то свое: подорожало ЖКХ, с водителей стали брать дополнительные деньги за «автогражданку», одному стало труднее лечиться, другому – труднее устроить детей, у третьего – неразрешимые проблемы с отоплением, светом и водой. «А в сумме – это ощущение неправильности, несправедливости, расхождения между реляциями официальных органов, что экономика растет, и отсутствием реального улучшения уровня жизни. За год оно выросло почти вдвое – с 29% до 49%, – сообщил «НИ» социолог. – Никакой статистической ошибкой это объяснить невозможно. Терроризм добавил ощущение неумелости, бессилия властей что-либо сделать».

На вопрос «Дела в нашей стране идут в правильном направлении или события ведут нас в тупик?» 49% опрошенных ответили, что в тупик, 38% – что в правильном направлении. Еще 13% ответить затруднились. Пессимистичнее всего настроены люди старше 45 лет и жители крупных городов – среди них ответ «в тупик» выбрали больше половины опрошенных. Причем реакция на отмену льгот на результаты не повлияла – опрос проводился еще в декабре. Примечательно, что год назад картина была совершенно другой: в правильности курса были убеждены 53%, а про тупик говорили 29%.

Параллельно социологи задавали вопрос, станет ли российское государство в ближайшие годы сильнее или слабее. 41% ответили, что сильнее, 40%, что останется таким же, и 14% считают, что ослабнет. Николай Попов видит в этом стремление людей найти хоть какую-то твердь под ногами: «Что каждая конкретная ситуация плохая, но Россия будет становиться сильнее, ее будут уважать. Это надежда, форма компенсации неудовлетворенности жизнью, а не констатация факта».

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО

«Новые Известия»

12.01.05

среда

«Новые Известия»

*