В общежитиях вузов Москвы начались облавы на студентов — забирают прямо из постели
В Москве начались облавы. Московские военкоматы восприняли как призыв к действию инициативу министра обороны РФ Сергея Иванова по отмене отсрочек для студентов и начали проводить облавы на студентов призывного возраста в общежитиях столичных высших и среднеспециальных учебных заведений c целью укомплектовать ряды Российской армии свежими «срочниками», пишет издание «Версия».
По данным издания, сотрудники военкоматов предпочитают эффект неожиданности, поэтому призывников «берут» сонными, с утра пораньше, буквально вытаскивая из постели. Такой способ «отлова» военные объясняют серьезным недобором «срочников». Именно таким образом накануне Нового года были задержаны и отправлены на сборный пункт трое студентов МГУ.
Причем под «зачистку» попали студенты, у которых по закону есть все права на отсрочку от военной службы. Инцидентом возмущены даже преподаватели. Замдекана по научной части химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Константин Кудрявцев заявил в открытом письме, что двух студентов 2-го курса дневного отделения, 19-летнего Евгения Смолина и 20-летнего Аркадия Потеряева, отправляют на срочную службу в армию, даже несмотря на то, что у вуза есть военная кафедра, а всем студентам предоставляется отсрочка.
По рассказам Евгения и Аркадия, за ними около 7 утра прямо в общежитие МГУ пришли двое сотрудников милиции в сопровождении начальника Раменского райвоенкомата. Ребят тут же отправили на медкомиссию. Аркадия Потеряева врачи признали негодным из-за плохого зрения, а вот Смолину медики вынесли вердикт «годен». Ни про какие отсрочки со студентами разговаривать не стали. В тот же день Евгения отправили на сборный пункт на Угрешской улице, где сказали, что Родину защищать он будет на Дальнем Востоке.
Чуть позже выяснилось, что оба студента около полутора лет назад были отчислены с факультета за грубые дисциплинарные нарушения. Но в начале этого учебного года их восстановили. По закону же отсрочка от службы полагается лишь тем, кто учится в вузе в первый раз. Районный военкомат, узнав об отчислении, тут же этим обстоятельством воспользовался.
Не повезло в новогодние праздники еще одному студенту МГУ: на сборный пункт отправился бывший студент 2-го курса факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ 20-летний Антон Кицун. Его вместе со студентами-химиками милиционеры задержали во 2-м корпусе общежития МГУ. Как сообщили в учебной части факультета, Кицуна забрали в армию на законных основаниях: 9 декабря 2004 года он был отчислен за неуспеваемость.
В Раменском военкомате продолжают хранить молчание и отказываются от каких-либо комментариев. В пресс-службе Московского военного округа сообщили, что уверены в правильности действий сотрудников военкомата и милиции. А вот в Союзе комитетов солдатских матерей считают, что военкоматы начали ходить по общежитиям именно из-за недобора «срочников» по Москве. В комитете также считают, что военкомат все-таки нарушил закон: военные не имеют права проводить медобследование без документов с места учебы. Также они обязаны дать призывнику хотя бы 3 дня на обжалование решения о призыве.
Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России (СКСМР) Валентина Мельникова считает, что в 2005 году необходимо провести референдум по вопросам, связанным с отсрочками от военной службы, чтобы ситуация с захватом студентов не приобрела массовый характер.
«После недавнего заявления министра обороны России Сергея Иванова о необходимости тотального сокращения отсрочек от военной службы стало ясно, что военное ведомство дало своеобразную отмашку на начало широкомасштабной кампании, затрагивающей большинство граждан России. Наши телефоны в Союзе разрываются от звонков, все спрашивают: как быть, что делать? Мы полагаем, что необходимо срочно инициировать плебисцит в связи с намеченным на 2005 год сокращением числа отсрочек от службы в армии», — заявила Мельникова.
Однако претворение в жизнь подобной инициативы остается под большим вопросом. В новейшей истории общероссийские референдумы еще ни разу не проводились, и даже Конституция была принята не на референдуме, а на «всеобщем голосовании» 12 декабря. Кроме того, в редакции нового закона «О референдуме» голосование не может проводиться в том случае, если вносит изменения в финансовые обязательства государства. Получается, изменить что-либо практически невозможно. Такого же мнения придерживается и председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Недавно он заявил, что провести общероссийский референдум по вопросу сохранения отсрочек от службы в армии вряд ли удастся, ведь «закон предусматривает достаточно сложную процедуру организации референдума, поэтому до него дело вряд ли дойдет».
*