Из выступления на совместном заседании АГП и КСОПП ПФО в Ульяновске

   Если проанализировать программы четырех партий, которые получили свои мандаты в Государственную Думу, то выяснится, что основные устремления гражданского общества можно сформулировать в трех понятиях: державность, патриотизм, благополучие каждого. В этом вся идеология, этим обеспечено внутреннее состояние людей, которые ждут перемен. И в этой ситуации не так-то просто будет работать нынешней Государственной Думе и новому правительству, которое должно кардинально измениться, чтобы решать задачи, соответствующие требованиям избирателей.

   Если говорить о деятельности Ассоциации городов Поволжья, то очень важно отметить, во-первых, что мы собираемся на высоком форуме вместе с руководителями федерального округа. Должен отметить, что за пять лет Ассоциация городов Поволжья внесла определенный вклад в процесс консолидации муниципальных образований, и это способствует улучшению жизни людей, преодолению кризисных явлений в экономике, стабилизации экономического положения городов. Ассоциация стала одной из наиболее динамично развивающихся межрегиональных муниципальных структур. Особое внимание уделяем мы поддержке отечественного товаропроизводителя. Получила развитие практика преимущественного размещения муниципального заказа. На протяжении своего существования Ассоциация городов Поволжья активно отстаивает на всех уровнях активную позицию местного самоуправления. Установлены постоянные связи с ассоциациями городов Сибири и Дальнего Востока, Северо-Запада, Урала и многими другими международными, общероссийскими, межрегиональными ассоциациями. Благодаря активному участию глав городов Поволжья в большой политической работе с депутатами Государственной Думы нам удалось добиться сохранения выплат пенсии работающим пенсионерам и восстановления льгот за выслугу лет при уходе на пенсию работников учреждений дополнительного образования, Министерства образования и просвещения Российской Федерации. Общими усилиями и при поддержке депутатов именно нашего Приволжского федерального округа мы активно работали над проектом закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии». И сегодня мы видим, что есть изменения норм тарифов. Я, например, полностью поддерживаю позицию первого заместителя Полпреда президента в ПФО Сергея Александровича Обозова, который высказал сомнения по поводу повышения тарифов: куда их дальше повышать? За последние пять лет тарифы возросли в 6-7 раз. Уровень жизни и уровень доходов изменились, может быть, на 1,3-1,5%, плюс инфляция — и мы все видим ситуацию, которая объективно складывается в городах. Тарифы повышать нельзя. Поэтому говорить о реформировании жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей хозяйства на уровне местных властей, конечно, нужно, но столь же необходим системный государственный подход в решении этих вопросов. Одним лишь изменением тарифов ситуацию не изменишь. Будут повышать тарифы — резко возрастут прямые дотации населению. А это те же бюджетные деньги, и получается замкнутый круг, который держится сегодня на уровне 70-80% собственных платежей населения за тарифы. Можно говорить, что ситуация пока еще относительно регулируемая. А если этот уровень повысить, то мы получим дисбаланс. Поэтому я доволен тем, что принят закон «О государственном регулировании». Думаю, это будет хорошим подспорьем для всех нас в 2004-2005 годах. Не случайно я обратил внимание на активную работу Ассоциации городов Поволжья по вопросам законодательства. Принят закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Он принят без внесения изменений. И, судя по всему, на сегодняшний день в него необходимо внести 57 изменений для того, чтобы закон наконец реально заработал с 1 января 2006 года. Совещание, которое проходило в Правительстве РФ под председательством Яковлева, показало, что необходимо синхронно вводить регулирующие нормы, которые определяют уровень реальных полномочий и обязательств муниципального образования. Разрыв между социальным мандатом (который мы сегодня исполняем) и реальными доходными источниками — об этом говорил Сергей Владиленович Кириенко два года назад в Ульяновске — примерно составляет 30-70%. Таков дефицит. А потом мы удивляемся тому, что качество предоставляемых услуг нас не устраивает. Поэтому я полагаю, что перед нами и перед Союзами работодателей стоят одни и те же задачи, ибо от того, как будет работать местная власть, зависит стабильность экономики. Если полномочия по финансированию муниципального образования переданы субъектам Федерации, то их следует выполнять. А на сегодняшний день в одних субъектах этот вопрос решен, в других нет… Дело в том, что недостаточно четко и конкретно была определена процедура введения «Закона об общих принципах организации местного самоуправления». Я привел только один пример, который показывает, что дисбаланс при принятии временных решений вызывает и определенную дестабилизацию деятельности муниципальных образований. Таких примеров множество.

   Не разобравшись до конца с вопросами собственности, мы не сможем получить инвестиции в промышленность и науку. Без концентрации собственности в руках одного эффективного собственника очень сложно и практически невозможно вести разговоры о каких-то гарантиях. Деньги на Западе просить не надо, у нас много средств сконцентрировано в банках России, в том же Сбербанке. К примеру, в Самаре мы ведем строительство крупного Технопарка, Проект рассчитан на воплощение в течение пяти-семи лет. Это будет мощный комплекс, который аккумулирует и научный потенциал, и в целом тот интеллект, который, к сожалению, пока не востребован. Это потенциал профессиональных грамотных людей, которые строили целые города и осваивали космические дали. В рамках нашего Технопарка уже работают группы ученых, которые разрабатывают интересные проекты не только в области высоких технологий, но и в области новых разработок, касающихся жилищно-коммунального хозяйства и других систем, определяющих жизнеобеспечение крупных городов. Я уверен в том, что они применят свои силы и в создании крупного межрегионального делового центра, который мы уже презентовали недавно совместно с президентом Торгово-промышленной палаты. В Самару приезжал Евгений Максимович Примаков и одобрил строительство этого центра. В мае будем закладывать первое строение: мы назвали его «Площадка мира».

Сегодня, к сожалению, мы страдаем порой из-за отсутствия информации. Прежде всего, это испытывает на себе средний и малый бизнес. Но не хватает информационных связей и между властями. К примеру, если бы земельный налог полностью регулировался бы органами местного самоуправления, то мы могли бы по-другому работать с промышленными предприятиями в части освобождения их от налогов и предоставления льгот. Существуют и другие элементы, позволяющие облегчить и улучшить финансовое состояние предприятий. Сегодня нам предлагают собирать транспортные налоги и некоторые другие. И это при отсутствии реальной структуры, такой как налоговая инспекция. В крупных городах нет городских налоговых инспекций! И вообще очень сложно в этом смысле получить информацию, когда с глав муниципальных образований начинают требовать данные о сборе налогов. Нет инструментов, нет структур, которые были бы полномочными в решении этой задачи. Я просил бы обратить на это внимание вышестоящих властей. Думаю, что если сегодня обозначена задача усиления ответственности по сбору налогов, а резервы есть, то надо как-то пересмотреть организацию работы тех структур, которые могли бы непосредственно находиться в оперативном ведении органов местного самоуправления.

   Вопросы инвестиционной и инновационной политики — тоже очень серьезное и важное направление. Задачи, которые поставлены перед нами Президентом РФ, выполнимы, но при условиях, которые определяются слаженностью работы всех уровней власти.

*