«Мобильные» ценности
Слово «провайдер» знает любой бухгалтер, оплачивающий счета за интернет. А вот кто такие контент-провайдеры, он обычно не догадывается, хотя и слышит мелодии «Бумера» и «Бригады» на мобильнике сына. Это продолжается до тех пор, пока бухгалтеру не предложат приличные деньги за подработку (буквально несколько часов в неделю) в такой компании.
Нетрадиционные слушатели
Мелодии звонков мобильных телефонов – рингтоны – стали настолько популярны, что леди Джин Хэсс, получившая классическое музыкальное образование, написала первую в мире «Мобильную сюиту». Исполнили произведение десять музыкантов из Королевской академии Великобритании.
«Музыка мобильных телефонов» звучала и в Большом зале филармонии Санкт-Петербурга. Концерт с таким названием завершал Третий международный фестиваль «Адмиралтейская музыка» и был своеобразным ликбезом для владельцев сотовых телефонов. Популярные произведения Баха, Моцарта, Россини, Бизе, Вагнера, Римского-Корсакова и Гершвина исполнил Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы. Без использования телефонной полифонии.
«Качай, пока молодой!» – призывает телереклама. Желанная мелодия, картинка (логотип) или игра скачиваются буквально в течение нескольких минут. По-научному этот процесс называется «оказание абонентам сетей подвижной сотовой связи услуг с дополнительной ценностью», иногда «неголосовыми услугами мобильной связи». ОКВЭД без лишних сложностей относит их просто к «услугам связи».
Эксперты утверждают, что в процессе оказания неголосовых услуг задействованы более восьми различных фирм. Расшифровкам их наименований и описанию взаимосвязей можно посвятить не один десяток страниц.
Мировому рынку мобильного контента (анг. сontents – содержание) не больше шести лет. Он относительно «молод», и до сих пор идут споры, как назвать ту или иную его составляющую. Например, слово контент-провайдер употребляется в двух смыслах.
В базовом значении – это те, кто владеет авторскими правами на «наполнение» сотовых телефонов или занимается его созданием. Это могут быть художники, создающие логотипы, авторы музыки и аранжировок для мобильных телефонов, программисты и разработчики игр. Как правило, это именно творцы или те, кому они продают авторские права на свою продукцию или передают их на условиях аренды. Контент-провайдерами могут быть также новостные ресурсы и т. п.
Однако чаще всего так называют фирмы, «отгружающие» мобильный контент абонентам (через сети операторов) или операторам для последующего оказания услуг абонентам. Впрочем, нередко такие фирмы называют сервис-провайдерами.
Иногда контент-провайдеры – это штатные сотрудники или дочерняя компания оператора сотовой связи. Например, так было с первым российским контент-провайдером (середина 2000 года) – «БиОнЛайн». Однако, как стало понятно за последние три года, подобные услуги продаются гораздо успешней при наличии конкуренции и в сотрудничестве со всеми операторами, а не только со своей сетью.
Бухгалтер, который увлекся программированием
Иван Буринский, один из распространителей мелодий для мобильников и прочего контента в Липецкой области, платит своему бухгалтеру 800 рублей в час. Правда, работы настолько мало, что больше 1600 рублей в неделю его бухгалтер еще не зарабатывал.
Чтобы как-то показать свое знание «мобильных» терминов, я начала наш разговор с вопроса, как правильно назвать его фирму – контент-провайдером, то есть создателем «наполнения» мобильников, или же сервис-провайдером, тем кто оказывает услуги абонентам.
– А как удобнее? Мы и то и другое делаем. На самом деле программы для мобильного контента очень простые – их можно написать, имея лишь элементарные знания о программировании. Свой бизнес я начинал в одиночку, хотя по образованию всего лишь бухгалтер. В принципе, юридическими и финансовыми вопросами мне было заниматься не сложно.
Заключили договор с «Би Лайном» и «МТС», сразу с нас содрали очень приличный, но разовый платеж. Теперь забирают себе 40 процентов выручки, 60 перечисляют нам. Вообще, для контент-компаний прибыль часто составляет половину выручки. Такое редко встретишь в других отраслях.
Операторы сотовой связи максимально упрощают наш учет. В конце каждого периода – это обычно месяц – мы получаем от них отчет о количестве загрузок SMS. Поэтому отследить денежные и информационные потоки очень просто.
Основная статья расходов – реклама. Нашей фирме телевизионные ролики ни к чему. Объявления в бесплатных газетах, раздача флаеров (рекламные листовки – прим. ред.) в интернет-кафе, – и успех обеспечен. За три месяца мы так разрослись, что стали работать и других городах области – Ельце, Грязи, Матырском… Всего я открыл уже десять филиалов. Правда, в каждом городе на рекламу приходится тратить не меньше пяти тысяч рублей.
– Вам повезло, что работаете не в столице. Нашим «монстрам» приходится тратить сотни тысяч долларов, что составляет 30–40 процентов их выручки.
– Не скажите. Зарплаты и цены в столице и регионах разнятся очень значительно. И если для Москвы пять тысяч рублей сумма небольшая, то, например, для города Матырского с населением 60 тысяч жителей это очень даже много. А мне еще и штат пришлось расширить. Нанял работников, которые занимаются рекламой и сбором информации в конкретных городах. Их зарплата – это проценты от продаж. Разработкой программ для контента и бухучетом мне уже заниматься некогда. Приходящие программист и бухгалтер обходятся по шесть тысяч рублей в месяц. Хотя работают всего пару часов в неделю.
– Бухгалтеру, вероятно, платите в основном за молчание? Наверняка, оператор перечисляет вам гораздо меньше, чем 60 процентов выручки, а остальное обналичивает и отдает хрустящими бумажками.
– Нет, все расчеты мы ведем «по-белому», отчет оператора связи составляется автоматически, без вмешательства человека. Единственное, с чем мы немного хитрили, – это налог на рекламу. В законе конкретно не обозначена разница между рекламными и информационными сообщениями. А последние никакими налогами не облагаются. Поэтому, например, сообщения о телефонах такси мы проводим именно как информационные, можно сказать, социально значимые. Ведь это услуги для жителей города, которые помогут им даже ночью поехать на вокзал или к больным родственникам. Проверки у нас пока не было, но, думаю, проскочим.
– Надеюсь. Ведь налоговики тоже жители города, они, вероятно, очень хорошо осведомлены о ваших «информационных сообщениях». И то, что налог на рекламу отменен с 2005 года, не означает, что вас не оштрафуют за предыдущие годы.
Без доказательств
Наверняка каждый из вас знает, что происходит, когда абонент вдруг отказывается оплачивать счета, выставленные за междугородние телефоны. «Технику не обманешь! – объясняет Наталья Сапожник, начальник центра продажи услуг узла “Мурманский телефон”. – Современное оборудование исключает даже малейшее вмешательство оператора, все соединения фиксируются автоматически. Случайные ошибки исключены».
Операторы сотовой связи пока таких заявлений не делали, но можно быть уверенным, что они не будут расходиться с мнением г-жи Сапожник даже в деталях. Особенно, если спрашивать будет налоговый инспектор. Например, заподозрив, что числа в распечатках, которые оператор сотовой связи прислал той же липецкой фирме, подозрительно скромные.
Чтобы доказать свою правоту, инспектору придется назначить техническую экспертизу. И не факт, что она обнаружит «вмешательство». «Серые» схемы не слишком поддаются разгадке даже профессионалам, которые кровно заинтересованы в этом. Причем не только в России, но и в США. Многим памятен прошлогодний скандал вокруг американской компании MCI (ранее известной как WorldCom), которая «химичила» во взаиморасчетах за междугородние звонки со своими партнерами.
Именно поэтому все больше фирм устанавливают в своих офисах биллинговые системы, основное назначение которых – тарификация телефонных переговоров. Только они дают возможность проверить счета телефонной компании.
Неизвестно, как строят взаимоотношения операторы сотовой связи и контент-провайдеры, но о сверхприбылях, даже самых мелких из них, известно всем, кроме налоговиков. Отсюда и щедрость, с которой оценивают труд бухгалтера владельцы микрокомпаний, сумевшие с выгодой использовать любимое развлечение молодежи – SMS.
Во многих странах установлен особый порядок контент-компаний. Особенно жесткие требования в Китае. Контент-провайдер не только платит особый налог, но и обязан получить лицензию.
В нашей стране лицензирование переживает не лучшие времена. Судя по тому, что министр финансов Алексей Кудрин объявил о завершении налоговой реформы (подробности в декабрьском номере «Расчета» за 2004 год), нет в перспективе и особого налогообложения для контент-компаний. А значит, жизнь бухгалтеров, обслуживающих этот бизнес, еще долгое время не будет осложнена какими-либо проблемами.
Невесомое богатство
Зарплата бухгалтера у крупных контент-провайдеров, рекламу которых постоянно крутит телевидение, зачастую достигает 15 тысяч рублей и выше. Правда, и работы здесь больше, чем в мелкой фирме. Чего стоит оценка интеллектуальной собственности на мелодии и картинки-логотипы. Понятие это неведомо большинству российских бухгалтеров. Поэтому все популярнее становятся семинары по авторскому праву, рассчитанные не на юристов, а на бухгалтеров.
Погрязнув в материальном учете, современные бухгалтеры не слишком отличаются от средневековых счетоводов времен Луки Пачоли. Итальянцам древности и в голову бы не пришло, что невесомая идея должна быть не просто оценена, но и отражена в бухгалтерском учете.
Работая в контент-компании, понять, что все имеет свою цену, очень легко. Мелодии для мобильных телефонов солидные контентщики покупают у специальных фирм, которые имеют лицензию на использование популярных песен, адаптированных для сотовых. С одного доллара, который абонент платит за мелодию, около 10 процентов уходит в музыкальную компанию. А она в свою очередь отчисляет фиксированный процент певцам. Ведь если этого не сделать, то многочисленные адвокаты звезд, которые услышали знакомые звуки во время прокрутки рекламного ролика контента, поднимут шум и начнут судиться.
Из-за того, что региональные контент-компании лишь изредка пользуются услугами телевидения, да и то местного, их бухгалтерам живется намного проще. Вряд ли мелкие фирмы сильно озабочены проблемами авторского права.
Впрочем, когда мы спросили об этом липецкого бизнесмена, он вновь показал себя «белым и пушистым» и заявил, что хитрит лишь слегка. «Покупаем 1–2 наиболее популярные мелодии у музыкальной фирмы с лицензией, к примеру, Itouch, – объясняет Иван. – Естественно, с соответствующими отчислениями в фонд артистов. А остальные 20 адаптируем сами. Московские провайдеры, которые вынуждены платить певцам и разработчикам логотипов, подсчитали, что пиратское распространение контента составляет 20 процентов от всего объема продаж».
Кстати, против пиратского распространениея выступают не только певцы, создатели игр и заставок для мобильников, но и крупные провайдеры. Именно благодаря им, от 20 процентов контрафактной продукции очень скоро ничего не останется. Также, как и от мелких фирм, которые будут поглощены другими, более крупными.
Эта тенденция просматривается очень хорошо. Ведь до недавнего времени контент-бизнес был сконцентрирован в двух компьтерных центрах нашей страны – Санкт-Петербурге и Новосибирске. Сейчас к ним очень активно подтягивается третий – Москва. В этих городах маленьких контент-фирм просто не существует, потому что им выгоднее влиться в крупные холдинги. В ближайшее время нашествие крупных компаний планируется в Краснодаре, Самаре и Нижнем Новгороде. Для бухгалтера же это будет скорее всего означать лишь одно: теперь он станет не просто подрабатывать у контентщика, а работать на полную ставку.
Язык коротких сообщений
История о сочинении британской школьницы о летних каникулах стала уже почти классикой. Поначалу учитель не смог расшифровать это творение. Пришлось прибегнуть к помощи других учеников. Причина проста: 13-летняя девочка написала сочинение так, как если бы отправила другу SMS-сообщение с мобильного телефона: «My smmr hols wr CWOT. B4, we used 2go2 NY 2C my bro, his GF & thr 3 : kids FTF. ILNY, it’s a gr8 plc».
Сей текст с легкостью поймет любой «продвинутый» подросток, независимо от страны проживания. Вот как это выглядит на обычном языке: «Мои каникулы оказались пустой тратой времени. Раньше мы ездили в Нью-Йорк, чтобы навестить моего брата, его девушку и их троих крикливых ребятишек. Я люблю Нью-Йорк. Это классное место!» («My summer holidays were a complete waste of time. Before, we used to go to New York to see my brother, his girlfriend and their three screaming kids face to face. I love New York. It’s a great place»).
*