(«Газета»). Такой предновогодний «подарок» получили из уст министра обороны все российские призывники. Комитет солдатских матерей заявил о необходимости проведения всенародного референдума об отмене отсрочек. Если глас народа не услышат, то студентам ничего не останется, как выйти на улицы и там отстаивать свое законное право на образование.

Первыми пойдут милиционеры

Первой (уже в этом году) отсрочку отменят для сотрудников МВД. Об этом министр обороны попросил правительство на последнем предновогоднем заседании. Ежегодно Минобороны «теряет» около 15 тысяч молодых людей, которые вместо службы в армии идут на работу в милицию. Мириться с этим Иванов не хочет.

Затем государство возьмется за всех остальных, в том числе и студентов. По словам Сергея Иванова, с 2007 года планируется перейти частично на контрактную службу и сократить срок службы по призыву до одного года. «А один год служить должны все», — заявил министр. Военные объясняют: в связи с сокращением срока призыва число призывников увеличится. За год придется призывать столько же, сколько сейчас за два. К тому же, как отмечают в Минобороны, с 2007 года страну ожидает демографический кризис среди юношей призывного возраста. Не помогут даже контрактники — ими укомплектуют только части постоянной боевой готовности. Более половины рядового состава все равно будет служить по призыву. Но из-за многочисленных отсрочек военные все равно боятся недобора.

Рассуждения «по Шарикову»

«Мы являемся рекордсменами мира: у нас 24 или 25 отсрочек от армии. В конце 90-х отсрочки росли, как грибы», — заявил Иванов. По его словам, в результате сейчас реально призывается только 9,5% тех, кто «по закону, по Конституции должен проходить срочную службу в армии». Получается своего рода рекорд: так, в 2003 году эта доля составляла 10,3%, а в 1994 году — 27%. Остальные же, как правило, освобождены или имеют право на отсрочку от призыва. Как говорят в Генштабе, после осеннего призыва для полного укомплектования войск им не хватило более 31 тысячи призывников.

«Сейчас многие рассуждают по Шарикову: на учет возьмусь, служить не пойду», — сказал Иванов. По его словам, ранее отсрочки получали, например, «талантливые балалаечники, талантливые артисты». «Этому мы положили конец», — уверил министр и отметил, что срочная служба есть «даже в крупных развитых капиталистических странах».

Матери ответят референдумом

После заявления Иванова в комитете солдатских матерей начали говорить о необходимости проведения референдума по этому вопросу. «После заявления министра обороны стало ясно, что военное ведомство дало своеобразную отмашку на начало широкомасштабной кампании, затрагивающей большинство граждан России», — считает ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова.

Мельникова считает, что необходимо срочно инициировать плебисцит в связи с намеченным сокращением числа отсрочек от службы в армии. Подобное предложение поступило в ЦИК России еще в августе 2004 года от «Комитета-2008». «Тогда даже Александр Вешняков полагал возможным проведение референдума по этой актуальной для большинства граждан страны проблеме, связанной с отсрочками от военной службы», — заметила Мельникова. Чтобы ЦИК рассмотрела вопрос о проведении референдума, солдатским матерям нужно будет собрать 2 миллиона подписей.

По мнению председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, провести общероссийский референдум по вопросу сохранения отсрочек от службы в армии вряд ли удастся: закон предусматривает довольно сложную процедуру организации референдума, и дело до этого вряд ли дойдет. Правда, как считает депутат, даже начало запуска процедуры референдума лишний раз обратит внимание на эту проблему.

Генералы мечтают об интеллигентной армии

Поможет ли это студентам, неизвестно, ведь генералы уже давно мечтают, чтобы армия из неграмотной рабоче-крестьянской превратилась в образованно-интеллигентскую. В этом случае студентам останется только одно — выйти на улицы и устроить собственную «оранжевую революцию». Кстати, о возможности массовых студенческих выступлений ранее предупреждал лидер СПС Борис Немцов.

«Выйдут ли студенты на улицы? Я не уверен, — отметил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — У нас другая практика — подкупать офицеров военкоматов и всеми возможными способами «косить» от армии», — заявил ГАЗЕТЕ эксперт. Правда, не стоит забывать, что деньги на подкуп военкома или ответственного офицера, который обеспечит призывнику спокойную жизнь до 28 лет (таков предел призывного возраста в России), есть далеко не у всех семей — сейчас это обходится от 3 до 5 тысяч долларов. «Нужны нам отсрочки или нет? Я за профессиональную армию — с ней вопрос об отсрочках просто отпадет. Отменять же отсрочки студентам бессмысленно и глупо, и ни к чему хорошему это привести не может», — уверен Алексей Малашенко.

История российских отсрочек

Русская армия и флот комплектовались по призыву с 70-х годов ХIХ века, когда Россия окончательно перешла к всеобщей воинской повинности. Призванные солдаты и матросы служили соответственно 5 и 7 лет. В начале ХХ века срок службы был сокращен до 3-5 лет. С самого начала были предусмотрены отсрочки для некоторых категорий призывников. Льготы делились на два вида: по семейному положению и образованию. На военную службу не шли единственные сыновья в семье, одинокие вдовцы, брат при круглых сиротах и внебрачные сыновья при матерях. Лишь в случае нехватки годных призывников в армейские и флотские ряды направлялись единственный сын при престарелом (старше 50 лет) отце и братья погибших или находившихся на действительной службе. Лица с высшим образованием получали отсрочку до 27-28 лет. После окончания вуза они служили всего год. Учащиеся средних учебных заведений — гимназий и реальных училищ — получали отсрочку до 24 лет, причем служили они меньше, чем призывники без образования. Выпускники учительских институтов в конце ХIХ — начале ХХ века служили два года (вместо обычных 3-5 лет), а с декабря 1912-го — год. Наконец, призыву не подлежали уроженцы Средней Азии и Северного Кавказа. Советская власть перешла к всеобщей воинской обязанности в мае 1918 года. Отсрочкой или освобождением от призыва пользовались студенты-старшекурсники, единственные сыновья в семье, ответственные партийные и советские работники, наконец, специалисты-агрономы. Очень скоро отсрочки были лишены студенты медицинских, ветеринарных и технических вузов. Зато в Красную Армию не брали баптистов и толстовцев. Согласно законам о всеобщей воинской обязанности, принятым после Гражданской войны, наибольшими отсрочками — до конца обучения — пользовались выпускники высших учебных заведений и техникумов, которые и служили всего год вместо обычных двух-трех. Положение резко изменилось с принятием в сентябре 1939 года нового Закона о всеобщей воинской обязанности. С этого момента Наркомат обороны получил право призывать на службу 19-летних юношей (вместо 21-22-летних по прежнему закону), а выпускники средних школ подлежали мобилизации даже в 18 лет. Кроме того, при необходимости можно было призывать и студентов первых двух курсов.

После окончания Великой Отечественной войны призывной возраст вновь был повышен до 20 лет, а студенты были освобождены от призыва до окончания вуза. Выпускники институтов и факультетов, не имевших военных кафедр, служили меньше своих сверстников (два и полтора года вместо трех и двух соответственно). Кроме того, льготы предоставлялись молодым отцам семейств. Но в начале 80-х годов из-за ухудшения демографической ситуации в армию и на флот стали призывать студентов первых курсов вузов, не имевших военных кафедр. В Москве было лишь 6 вузов, студенты которых гарантированно не служили в армии. Студенческие призывы закончились летом 1989 года, когда все студенты дневных отделений были освобождены от воинской службы.

09.01.2005 Иван Егоров

Газета

Газета

***