(«Mercury News», США)

У демократической драмы нет нехватки в героях

Надя Дюк (Nadia Diuk) и Майкл Макфол (Michael McFaul), 27 декабря 2004

Если вам нужно вдохновение, герои или хорошая история, обратите взоры на Украину. Там всего этого в избытке.

Этот день — 26 декабря 2004 года — наверняка будут помнить и грядущие поколения, помнить как одну из важнейших дат в украинской истории. Если старая гвардия Киева не запланировала каких-то крайних мер, чтобы удержаться у власти, если не произойдет непредвиденного поворота событий, украинские избиратели большинством голосов изберут в качестве следующего президента лидера оппозиции Виктора Ющенко.

Со временем президентские выборы на Украине станут таким обычным и рядовым событием, что мы на Западе даже не будем знать об их итогах.

Однако президентские выборы этой осени были на Украине далеко не обычным событием. Покидающий свой пост президент Леонид Кучма и его избранник на президентский пост премьер-министр Виктор Янукович задействовали все имевшиеся у них в наличии государственные ресурсы, национальные средства массовой информации и частные источники финансирования — как украинские, так и российские, чтобы разгромить кандидата от оппозиции Виктора Ющенко. Российский президент Владимир Путин даже дважды посетил Украину, чтобы поддержать Януковича в его предвыборной кампании. Когда эти попытки выиграть голосование провалились, правительство Кучмы попыталось «украсть» результаты выборов, добавив Януковичу 1 миллион дополнительных голосов.

Президентская хватка

Подобного рода фальсификации выборов часто происходят в ряде бывших советских республик, и руководителям этих стран удается творить такие безобразия безнаказанно.

Но не в этот раз.

Демократическое движение на Украине готовилось к этому моменту годами. В течение нескольких часов после объявления сфальсифицированных результатов голосования десятки тысяч людей вышли на улицы, готовые к долгой осаде, укомплектованные теплыми подстилками и палатками, чтобы пережить мороз. На протяжении двух недель украинцы на леденящем холоде стояли плечом к плечу, требуя от своего государства того, что граждане установившихся демократий воспринимают как само собой разумеющееся — свободных и честных выборов.

Эти мобилизованные массы оказали давление на парламент и Верховный Суд, чтобы те приняли правильное решение и отменили результаты выборов. Количество пикетчиков вызвало у лидеров Украины сомнения в том, что вооруженные силы страны останутся лояльными государству, и не перейдут на сторону народа, если будет отдан приказ о подавлении восстания. После жестких переговоров при посредничестве европейских дипломатов и глав государств Кучма отступил и согласился на переголосование второго тура президентских выборов. Это голосование, проходящее сегодня, вполне может стать важнейшим событием, которое укрепит демократию на Украине и навсегда введет эту 50-миллионную страну в семью европейских народов.

Ющенко — это настоящий герой так называемой оранжевой революции. Даже после того, как враги отравили его опасным для жизни диоксином, он, с катетором в позвоночнике, подающим болеутоляющие лекарства в организм, выдержал всю осеннюю кампанию.

Ющенко не единственный герой демократической драмы, развернувшейся сегодня на Украине. Рядом с ним стоят менее известные борцы за права человека, студенты, рабочие и журналисты, которые годами работали во имя приближения этого дня. Одна из них, Елена Притула, в прошлом году стала лауреатом премии Стэнфордского университета за «рыцарство в журналистике». Как и банкир Ющенко с его мягкими манерами, Притула не хотела становиться революционеркой, однако трагические события, произошедшие с ее Интернет-изданием «Украинская Правда», заставили ее пойти на этот шаг.

В первые годы украинской независимости Притула начала обычную, как ей казалось, карьеру журналистки. В середине 90-х годов она была внештатным сотрудником агентства «Рейтер», а также работала на информационное агентство «Интерфакс», которое после объявления независимости Украины было создано на базе украинской секции бывшего советского официального информационного агентства. В течение двух лет во второй половине 90-х годов она освещала деятельность президента и его свиты для «Интерфакса».

В то время она принадлежала к новой когорте молодых журналистов и репортеров, появившихся на постсоветской Украине.

Многие из них оттачивали свое мастерство, работая в качестве внештатных сотрудников на западные средства массовой информации, такие как «Рейтер», «ЮПИ» и «Ассошиэйтед Пресс», а также на Радио «Свобода», Би-Би-Си, «Голос Америки» и «Немецкая Волна». Практика независимого репортерства была нова и затруднена экономическими условиями, однако новая поросль журналистов-следователей, ищущих правду, на самом деле появлялась на Украине, и Притула была частью этого явления. После десятилетий пропаганды, которая публиковалась под знаменем «Правды», новые веяния в украинских средствах массовой информации вселяли надежду.

Поэтому многие закаленные украинские телезрители удивились, когда в декабре 1999 года Притула вместе с двумя коллегами прибыла в Вашингтон. Один из них был Георгий Гонгадзе, а второй Сергей Шолох, директор независимой радиостанции «Континент», имеющий сегодня с США статус политического беженца. Цель их поездки состояла в том, чтобы донести до общественности следующее: украинские власти систематически оказывают давление на средства массовой информации, запугивают независимых журналистов, а государственный контроль за средствами массовой информации самым драматичным образом сказывается на доступе к объективной информации.

Гонгадзе к тому времени уже был широко известен своими журналистскими расследованиями, разоблачавшими коррупцию и скандалы вокруг Кучмы и его узкого круга сторонников и сборщиков средств. Во время того визита Гонгадзе заявил, что на Украине не осталось ни одного печатного издания или средства массовой информации, которое согласилось бы публиковать его информацию. И таким образом, в начале 2000 года с некоторой помощью Запада началась публикация в Интернете независимой «Украинской Правды». Гонгадзе стал ее главным редактором, а Притула — его заместителем.

Формат Интернет-сайта был простым, чтобы все увеличивающимся в количестве пользователям Интернета было легко заходить на этот сайт и перемещаться по нему. Его также было трудно заблокировать службам безопасности. Несмотря на то, что существовали и другие информационные сайты, «Украинская Правда» вскоре стала флагманом Интернет-изданий — и обязательным источником информации для всех, кто интересовался политической ситуацией на Украине.

На веб-сайте публиковались метко бьющие в цель и язвительные разоблачительные статьи Гонгадзе о коррупции в эшелонах власти, статьи других репортеров и аналитиков, которых уже не публиковали в основных печатных изданиях. Это был поток политических новостей, сопровождавшийся аналитическими статьями. Никакой другой украинский веб-сайт не освещал так всесторонне события украинской политики.

Секретные записи

Будучи главным партнером и помощником Гонгадзе во всех его отчаянных начинаниях, Притула была одной из последних его коллег, видевших Гонгадзе живым вечером 16 сентября 2000 года. Лишь два месяца спустя его обезглавленный полузакопанный труп был найден в лесу за Киевом. Вскоре после этого известный член украинского парламента объявил о существовании магнитофонных записей, тайно сделанных в кабинете президента Украины, из которых становилось ясно, что среди прочего, высшие должностные лица Украины обсуждали, как «избавиться» от Гонгадзе.

На протяжении четырех последних лет жизнь Притулы была калейдоскопом событий и эмоций, поскольку убийство известного журналиста сделало ее центром внимания не только мировой прессы, но и украинских властей. Полная решимости не сдаваться, Притула продолжала публиковать «Украинскую Правду», несмотря на угрозы в свой адрес и финансовые трудности.

Помощь со стороны демократических фондов Запада помогала ей продолжать свои усилия. В самые трудные моменты ее сопровождали телохранители. Слава богу, им не пришлось сопровождать ее в Стэнфорд. Фактически, находясь в Стэнфорде, Притула получила возможность снять напряжение, получить новый заряд энергии и приготовиться к осенним президентским выборам на Украине.

Авангард Интернета

Убийство Гонгадзе потрясло семью независимых украинских журналистов, которые понимали, что основные телевизионные каналы и большая часть газет систематически не допускали их в свои студии и на свои страницы, поскольку они писали и сообщали информацию не по правилам президентской администрации. Интернет стал последним прибежищем для публикации правды.

Под руководством Притулы «Украинская Правда» осталась лидером и вдохновителем малого, но постоянно увеличивающегося количества Интернет-сайтов и печатных изданий, подобных «Зеркалу Недели», еженедельному независимому украинскому изданию, которое постоянно на протяжении четырех лет проводило редакционную политику объективного и критического освещения всех политических тенденций, когда другие газеты запугивали, закрывали, когда им угрожали судебной расправой.

Потребность общества в правде ярко проявилась во время неспокойных недель оранжевой революции этой осенью. «Украинская Правда» и другие веб-сайты сыграли основную роль в информировании и руководстве «оранжевыми» протестантами с киевской Площади Независимости на протяжении всех 17 дней пикетирования и протестов палаточного городка, что в конце концов привело к падению коррумпированной системы, на протяжении последнего десятилетия загонявшей в тупик процесс демократизации Украины и ее сближения с Западом.

В тот день, когда Верховный Суд Украины осудил сфальсифицированные выборы, которые вызвали многодневные протесты, Притула сказала в своем кабинете в центре Киева: «Я так счастлива, люди танцуют на улицах. Трудно поверить в то, что произошло».

Роли Притулы в революции в первые дни протестов отдал должное Александр Мороз, тот политик, который четыре года назад объявил о существовании секретных записей. С трибуны он призвал сотни тысяч демонстрантов на Площади Независимости почтить минутой молчания память Гонгадзе. Никто больше чем Гонгадзе и его семья не сделал так много для приближения этого исторического для Украины момента. Но наследие Гонгадзе живет на страницах «Украинской Правды» (http://www2.pravda.com.ua/ru), которая продолжает борьбу, чтобы остаться независимым источником новостей и критиком власть предержащих. Притула и ее команда борются за то, чтобы быть нормальными журналистами, работающими в нормальной демократической стране.

Сегодня радостный день для сторонников свободы на Украине и во всем мире. Однако завтрашний день станет началом долгого и трудного процесса укрепления демократии.

Надя Дюк является директором европейской и евразийской программы в Национальном фонде за демократию. Майкл Макфол работает старшим научным сотрудником в Институте Гувера и является доцентом политологии Стэнфордского университета.

Евгений Еремин , ИноСМИ.Ru

Опубликовано на сайте inosmi.ru: 27 декабря 2004, 18:25

Оригинал публикации: Reporters paved way for a freer Ukraine

ИноСМИ.Ru

*