Российский автопроизводитель «АвтоВАЗ» распространил итоги производства в 2004 году, в которых значатся весьма оптимистичные цифры. Однако остается не совсем ясным, за счет чего компания намерена в будущем побеждать в конкурентной борьбе иностранных производителей, угрожающих отнять у нее значительный кусок рынка.

По заявлению руководства ведущего концерна России, планы на следующие 12 месяцев еще более амбициозные, и это несмотря на то, что конкуренция с иномарками становится все более острой.

Окончательные данные производства «АвтоВАЗа» можно ожидать лишь к февралю. В прошлом году на конвейерах российского автогиганта было собрано 718 тысяч автомобилей, что на 2,5% больше, чем в 2003 году. Столь высокие показатели в компании объясняют очень высоким спросом на его продукцию.

Тем не менее, необходимо акцентировать внимание не на количестве произведенных машин, а на количестве проданных, а на этот счет какая-либо информация пока отсутствует.

Салоны официальных дилеров до отказа заполнены моделями «Жигулей», а спрос на них, по словам менеджеров, не так уж и велик, и большинство машин простаивают. Та же ситуация наблюдалась и в течение прошлого года на складах завода.

Стоит отметить и рост цен на автомобили ВАЗ. Так, с 1 января 2005 года цены на автомобили в среднем поднялись на 2,-2,5 тысячи рублей. В то время как ряд моделей подорожает несущественно, другие вырастут в цене ощутимо, и это в первую очередь касается «десятого» семейства.

Иностранная конкуренция

Однако нынешняя ситуация на рынке складывается не в пользу российского концерна. Причин тому несколько.

Во-первых, это стабильные цены на автомобили импортного производства.

Во-вторых, появление в сегменте городских машин новых доступных иномарок: цены на некоторые из них ниже, чем на «Жигули».

И, наконец, в-третьих, создание на территории России заводов по производству иномарок. Пожалуй, последний момент наиболее опасен для «АвтоВАЗа».

Началось все с российского Ford Focus, который собирается под Санкт-Петербургом в городе Всеволожск. Кстати, именно здесь начнут производить Focus второго поколения. В ближайшем будущем на рынке дебютирует «русская» Toyota Corolla, прописавшаяся в Нижнем Новгороде. Не стоит забывать узбекские Daewoo Matiz, Nexia и Hyundai Sonata.

Есть еще одна категория машин, которая отнимает хлеб у «АвтоВАЗа», а именно подержанные автомобили — в особенности с правым рулем, привезенные из Японии через Владивосток. В последнем случае, даже рост таможенных пошлин, похоже, не в силах остановить нашествие машин second hand на отечественный рынок.

Возможно, самое опасное для «АвтоВАЗа» уже случилось. Российский потребитель осознал все преимущества импортного автомобиля и готов платить вдвое дороже, даже если для этого необходимо связываться с кредитованием.

Тем не менее, этот процесс переоценки приоритетов протекает медленно, и говорить о возможном крахе «АвтоВАЗа» еще очень рано, поскольку его позиции по России очень сильны.

Если говорить о возможных способах привлечения покупателя, то у «АвтоВАЗа» есть лишь один выход — полностью и в короткий отрезок времени провести модернизацию модельного ряда, тем самым предложив потребителю качественный, конкурентоспособный продукт, тем более что для этого у концерна есть и деньги, и потенциал.

Егор Доронин

специально для bbcrussian.com

05 января 2005 г., 14:09 GMT 17:09 MCK

bbcrussian.com

*