(«Профиль»). Местный кот обсыпан блестками, склад забит сверкающим и хрупким товаром, а директор иногда в шутку сравнивает себя с Дедом Морозом. Все дело в том, что предприятие производит эксклюзивную продукцию — елочные украшения ручной работы.

Традиция украшать новогоднюю елку шарами и разнообразными игрушками пришла в Россию из Германии. Эта страна считается законодателем мод в рождественском бизнесе. Неудивительно, что и нижегородская фабрика стала выпускать игрушки с подачи немецких партнеров.

«Я работал архитектором в приличном проектном институте, занимался проектированием заводов и домов, но начались 90-е годы, и заводы как-то разом перестали строить, зато появилась возможность заниматься бизнесом, — вспоминает директор фабрики «Ариель» Аркадий Гаранов. — Поэтому и возникло в начале 90-х наше предприятие. Название — производное от имен Аркадий и Елена (так зовут мою супругу)».

Сначала группа художников во главе с директором занималась росписью посуды — забавные нестандартные чашки и тарелки до сих пор хранятся в офисе фирмы. А супруга Гаранова — Елена Персинских — налаживала контакты с западными партнерами, благо, имелся опыт работы переводчиком. Вскоре поляки, у которых начинающие предприниматели закупали посуду, познакомили нижегородцев с немецкими бизнесменами. Узнав, что в «Ариель» работает хороший коллектив художников, партнеры из Германии предложили нижегородцам расписать пробную партию традиционных рождественских шаров. Результаты сотрудничества удовлетворили и немцев, и российских бизнесменов.

«Тогда мы заработали за несколько месяцев столько, сколько раньше выручали за год, — говорит Елена. — Я еще, помню, подумала, что мы могли бы работать с сентября по декабрь, а все остальное время отдыхать. Как бы не так: нормального отпуска у нас с тех пор больше не было».

Первые рождественские шары фабрики «Ариель» преимущественно шли на экспорт. Однако к настоящему времени изменились и ассортимент, и структура сбыта. Отечественный потребитель устал от незамысловатых китайских пластиковых изделий, которые наводнили рынок в 90-х, и начал покупать качественные игрушки: большая часть продукции «Ариель» сегодня успешно продается в России.

Когда выяснилось, что обеспечить своевременные поставки сырья — стеклянных шаров — никто не берется, на фабрике появилась и собственная стеклодувная мастерская. Любопытно, что все стеклодувы в «Ариель» — женщины, хотя обычно этой нелегкой работой занимаются мужчины.

Игрушки здесь не штампуются на автомате, как это обычно бывает, а выдуваются вручную. Соответственно, формы и размеры могут быть совершенно различными: есть, например, шары диаметром 24 см (!), есть маленькие стеклянные часики, самовары и многое-многое другое.

«Ручной труд на Западе очень ценится, — говорит Аркадий Гаранов. — Сначала нам многие даже не верили, что все это делается руками. Считали, что такую красоту в виде елочного шара человек создать не в состоянии — наверное, машина какая-нибудь штампует».

Секретные рисунки

Мировой рынок елочных игрушек пестр и многообразен во всех смыслах. Нишу дорогостоящих «безделушек» занимают европейские производители стеклянных игрушек, дешевый сегмент оккупирован китайскими производителями недорогих пластиковых шаров. Продукция фабрики «Ариель» относится, скорее, к первой нише, хотя оптовые цены весьма демократичны — в среднем около 50—100 рублей за шар. В Москве, правда, продавцы нижегородских шаров увеличивают цену в разы.

Раскупаются игрушки фабрики «Ариель» в основном под заказ коммерческими предприятиями и государственными организациями (среди них, например, и администрация президента). Однако имена клиентов здесь все-таки держат в строгой тайне — кто бы мог подумать, что и в мире елочных игрушек царят настоящие шпионские страсти. Производители воруют друг у друга сюжеты, технологии, клиентов. «Я сталкивался даже с тем, что какой-нибудь производитель с Украины участвует в выставке с нашими игрушками, демонстрируя их как свой образец, — говорит Аркадий Гаранов. — Спрашиваешь у таких: неужели самим сложно придумать и нарисовать? Оказывается — сложно». Но в то же время на территории России конкурентов у «Ариель», по словам руководства фабрики, практически нет — отечественные предприятия выпускают гораздо более простую продукцию с незатейливыми орнаментами. Рисунки воруют в основном коллеги из Китая и стран СНГ.

В последний год у «Ариель» появилось много заказчиков, которые предлагают нанести на шары логотип компании или, что интереснее, нарисовать на игрушке свое здание, продукцию и т.п. Такой корпоративный сувенир уже не забудешь. «Если раньше в России человек мог купить джентльменский набор — шоколад и шампанское — и ему везде были рады, то сейчас появился спрос на эксклюзивные, необычные подарки. Это симпатичный и ни к чему не обязывающий сувенир», — считает директор «Ариель». Причем вовсе не обязательно вешать игрушку на елку: практичные немцы, например, украшают шарами свои дома и квартиры, а россияне — кабинеты и офисы.

Любопытно, что елочные украшения не такой уж сезонный товар, как может показаться на первый взгляд. Европейские поставщики давно уже поняли, что Рождество и Новый год состоятся в любом случае и покупательский ажиотаж предсказать несложно. Поэтому заказы на новогодние игрушки начинают поступать уже в начале весны.

По словам Елены Персинских, растет спрос на новогоднюю «сказку» и со стороны потребителей, покупающих украшения домой, а не в офис: «Одно из самых ярких впечатлений для многих детей — это Новый год, Дед Мороз, елка. Игрушки должны быть такими, чтобы ребенок их вспоминал, уже когда вырастет, чтобы они передавались из поколения в поколение. В силах родителей подарить своим детям такое чудо».

Умеренность на экспорт

Вкусы россиян и европейцев сильно отличаются. В Европе предпочитают неброские игрушки умеренных тонов. Российскому же потребителю зачастую хочется, чтобы все блестело, сверкало, шары обильно посыпаются блестками (не случайно фабричный кот, которого мы встретили, переливался всеми цветами радуги). Особым спросом пользуются шары с государственной символикой — триколор и герб.

Ежегодно ведущие игроки мировой рождественской индустрии выпускают иллюстрированные брошюры с перечислением модных цветов и направлений, которые будут пользоваться спросом в этом сезоне. Затрагивают они дизайн и помещений, и украшений. На фабрике «Ариель» стараются этой моды придерживаться. «Жители Европы любят то, что им скажут», — признает Елена Персинских. А вот россияне в массе своей на модный диктат особого внимания не обращают — они ориентируются в основном на собственный вкус.

«Отечественные представления о том, какой должна быть елочная игрушка, заметно отличаются от западных, — говорит Аркадий Гаранов. — Иной менталитет и воспитание приводят к тому, что востребованными оказываются другие формы и цвета. Для россиян мы рисуем избушки, тройки, отечественные пейзажи, а для немцев — замки, мосты и все подобное». Причем многие рисунки воссоздают реальные исторические места. Например, клиентам очень нравится, когда на елке висит шар с изображением родного города.

Какой-то особой российской традиции росписи елочных игрушек нет. Фактически она создается сегодня. «На Западе только начинает формироваться представление о том, что такое российская елочная игрушка, — говорит Аркадий Гаранов. — Так как игрушки советских времен в сравнении с современными все равно что черно-белый телевизор рядом с плазменной панелью».

Хит от директора

Сюжеты для рисунков на игрушках — дело ответственное. Разрабатывает их сам директор совместно с главным художником, остальные сотрудники копируют с образца. Конечно, каждая игрушка в итоге все-таки получается индивидуальной — найти отличия между двумя, на первый взгляд, похожими шарами можно всегда. На складе или магазинной полке, где находятся сотни стеклянных игрушек, директор «Ариель», по собственному признанию, может опознать, кто из его художников что нарисовал. Раз в год проводится конкурс, в котором участвуют все художники фабрики. В поисках сюжетов для елочных украшений они даже изучают старинные открытки и книги. «Многие могут хорошо перерисовывать с оригинала, — считает Елена Персинских, — но придумать свой оригинальный сюжет гораздо сложнее». Есть хитовые серии, как, например, «Русская зима», которая не меняется с 1996 года, но помимо этого выпускаются серии и под конкретные праздники — например, к 300-летию Санкт-Петербурга.

При этом Аркадий Гаранов не считает свои игрушки высокохудожественными изделиями. Он уверен, что это просто сувенир: за день художник расписывает от 5 до 15 шаров в зависимости от сложности картинки. Техника нанесения рисунка на стеклянную сферу достаточно сложна, ей специально обучают в созданном при фабрике учебном классе. На работу берут как выпускников художественных училищ, так и любителей — главное, чтобы умели и любили рисовать. В мечтах директора «Ариель» — создать при фабрике музей елочной игрушки: изучая изделия коллег, он собрал внушительную коллекцию разнообразных новогодних украшений.

«Изначально наша компания нацеливалась на европейский рынок, однако в последнее время оживает и российский спрос, — говорит Аркадий Гаранов. — Новый год — это, пожалуй, последний праздник, который не имеет никакой политической окраски. Его отмечают все. Украшения для праздника — это индикатор общественных настроений. Если судить по нынешнему спросу на нашу продукцию, то оптимистов в России становится год от года все больше».

НИКОЛАЙ ГРИШИН

«Профиль»

№48 (415) от 27.12.2004

"Профиль"

*