«ЮКОС» решил не ограничиваться розничными продажам бензина в Самарской области и занялся сбытом сжиженного газа. В Самаре уже открыта одна газовая автозаправка, в 2004 г. часть существующих АЗС станут комбинированными. Участники рынка считают, что известность брэнда поможет «ЮКОСу» перетянуть к себе клиентов немногочисленных частных газовых заправок.

НК «ЮКОС» — самый крупный игрок Самарской области на рынке нефтепродуктов — владеет через свою дочернюю структуру «Самаранефтепродукт» порядка 80 АЗС (16% от общего числа автозаправочных станций в регионе).

В Самарской области работает около 40 частных автогазозаправочных станций (АГЗС) , продающих пропанобутановые смеси, из них около 10 расположены в Самаре. В губернии также действует 9 заправок, на которых предлагается природный газ (метан). Станции принадлежат «Самаратрансгазу» (СТГ) , «дочке» «Газпрома».

Единственным производителем пропанобутановых смесей в Самарской области является Новокуйбышевская нефтехимическая компания (ННК) , которой владеет «СИБУР». В 2002 г. ННК, по данным компании, произвела около 140 000 т пропанобутановых смесей, в 2003 г. — около 200 000 т.

В 2004 г. НК «ЮКОС» планирует часть своих АЗС в Самарской области сделать комбинированными, установив на них газозаправочное оборудование, сообщил «Ведомостям» источник в «Самаранефтегазе», дочерней компании «ЮКОСа». По словам Владимира Силантьева, сотрудника «ЮКОС РМ», программу развития планируют подготовить к марту 2004 г. Вместе с тем в «ЮКОСе» сообщили, что в Самаре нефтяная компания уже открыла одну заправку, которая реализует сжиженный газ. Связаться с руководством «Самаранефтепродукта» не удалось.

Участники рынка объясняют желание «ЮКОСа» развивать розничные продажи сжиженного газа именно в Самарской области присутствием в регионе двух газоперерабатывающих заводов, принадлежащих нефтяной компании, и крупного производителя пропанобутановых смесей — Новокуйбышевской нефтехимической компании. Гендиректор ННК Евгений Соболев рассказал, что ежемесячно компания реализует в губернии примерно 4000 — 5000 т сжиженного газа. На долю альтернативных поставщиков, по оценке Соболева, приходится около 10% от этих объемов. На самарских АГЗС пропанобутановые смеси предлагаются примерно по 5 руб. за 1 л.

О планируемых инвестициях в развитие розничных продаж сжиженного газа в «ЮКОСе» не говорят. По оценке Соболева, комплексное газозаправочное оборудование для одной станции, без затрат на строительство, может обойтись примерно в 1 — 1,5 млн руб.

«На некоторых наших заправках тоже есть газозаправочные колонки, но они установлены на территории АЗС сторонними компаниями по договору субаренды», — говорит Александр Кравченко, замдиректора по коммерции самарского филиала «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». По такой же схеме работает и группа компаний «Март». Коммерческий директор группы Галина Лысенко заметила, что «Март» рассматривают возможность установки на части своих АЗС собственного газозаправочного оборудования.

Вице-президент компании «ЧИН» Виктор Безгин, напротив, не считает АГЗС перспективным направлением. «Примерно три года назад мы тоже рассматривали возможность установки на своих заправках газозаправочного оборудования, но решили отказаться от этой идеи, — говорит он. — Мы поняли, что Самаре вполне хватает тех АГЗС, которые есть, отсутствие очередей — тому доказательство». Тем не менее к планам «ЮКОСа» по созданию комбинированных заправок он отнесся положительно. «Раскрученная торговая марка позволит переманить большинство клиентов существующих АГЗС», — считает он.

Участники рынка также не исключают, что в ближайшее время розничный рынок привлечет независимых поставщиков газа. Михаил Лозовой, руководитель пресс-службы «НОВАТЭКа» (крупнейший в России независимый поставщик газа) , сообщил, что компания действительно намерена заниматься розничными продажами пропанобутановых смесей. «Мы планируем начать поставки на существующие газовые заправки в I квартале 2005 г. , — говорит Лозовой. — В конце 2004 — начале 2005 г. будет открыт Пурейский завод переработки газового конденсата (в ЯНАО. — Ведомости) , одним из видов продукции предприятия как раз станет сжиженный газ». По словам Лозового, возможность строительство собственных АГЗС в компании пока не рассматривается.

По мнению Евгения Климова, начальника Управления ГАИ ГУВД Самарской области всплеск интереса к газовому топливу наблюдался в Самаре примерно два назад. «Сейчас страсти поутихли, на газ в основном переходят владельцы «ГАЗелей», — говорит Климов. Он затруднился оценить число газифицированных автомобилей в области, отметив, что при переводе на газовое топливо автомобили не проходят перерегистрацию в ГАИ.

МЕТАН ПРОТИВ ПРОПАНА: По словам Александра Савиных, начальника отдела по эксплуатации АГНКС и СГ «Самаратрансгаза», из-за низкой нагрузки большинство метановых заправок СТГ нерентабельны. Как и раньше, основными клиентами являются структурные подразделения «Самаратрансгаза». Сегодня в компании пытаются привлечь внимание частных клиентов, прежде всего владельцев «ГАЗелей», объясняя с помощью рекламных акций достоинства попутного газа. В отличие от пропанобутановых смесей, которые стоят примерно 5 руб. за 1 л, цена метана — в среднем 3,5 руб. Правда, оборудование для езды на метане стоит 20 000 — 30 000 руб. , а для пропанобутановых смесей — 8000 — 10 000 руб. Но руководство «Самарарегионгаза» это не смущает. В 2004 г. компания планирует открыть еще две заправки — в Самарской и Ульяновской областях. По словам Савиных, это будут современные модульные станции, но с меньшей пропускной способностью — не 500 заправок в сутки, а 75. Каждая из таких станций оценивается в 3 — 4 млн руб.

Владимир Штанов

Ведомости — Поволжье

05 февраля 2004

Ведомости — Поволжье

*