Самарский предприниматель Александр Швидак получил контроль над единственным подшипниковым заводом в Узбекистане. Запустив производство на простаивавшем предприятии и модернизировав его, Швидак надеется получить контракт на поставки подшипников на автозавод Uz-Daewoo. Впрочем, прибыльным обещает быть и экспорт подшипников в Россию: российско-узбекское СП получит налоговые льготы, а зарплата рабочих на заводе — $50 — 60 в месяц.

Ахунбабаевский подшипниковый завод (г. Ахунбабаев) — единственный подшипниковый завод в Узбекистане. Построен в 1986 г. , специализируется на выпуске шариковых подшипников для машиностроения. Выпускает 150 000 — 200 000 шт. в месяц.

Структурам, аффилированным с Александром Швидаком, принадлежат контрольные пакеты Самарского подшипникового завода (СПЗ) , Самарского подшипникового завода-4 (СПЗ-4) , станкоремонтных предприятий ЗАО «КРС» и ООО «Станкоремонт», КБ «Промавтобанк», а также несколько девелоперских компаний.

По словам Александра Швидака, сделка о создании совместного предприятия с Ахунбабаевским подшипниковым заводом была зарегистрирована в декабре 2003 г. Сумму сделки Швидак назвать отказался. Гендиректор Ахунбабаевского подшипникового завода Бахтияр Алиев подтвердил информацию о покупке контрольного пакета предприятия «СПЗ-групп» у менеджеров завода. По его словам, в течение 10 лет завод практически простаивал, поэтому руководство обратилось к самарской «СПЗ-групп» с предложением о сотрудничестве.

«Вопрос о размерах инвестиций в СП будет решаться в феврале, — говорит Швидак, — скорее всего, мы будем вкладывать средства только в освоение новых типов подшипников». По неподтвержденной информации, возобновление производства обошлось «СПЗ-групп» в сумму чуть более $500 000.

По словам Швидака, предприятие работает, в частности, над освоением новой номенклатуры подшипников для сборочного предприятия Uz-Daewoo в Узбекистане. «В январе мы отправили опытную партию продукции на «UZ-Daewoo-Auto», — уточнил Алиев. Сотрудник отдела закупок UZ-Daewoo-Auto подтвердил информацию о переговорах, но их подробности раскрывать отказался.

Как сообщил исполнительный директор СПЗ-4 Евгений Кузьменко, сейчас завод в Ахунбабаеве способен выпускать около 150 000 — 200 000 шт. подшипников (пробная партия такого объема стоимостью около 10 млн руб. была отправлена в Россию в январе 2004 г. ). В 2004 г. объем производства планируется довести примерно до 300 000 — 350 000 шт. — по неподтвержденной информации, объем производства должен составить в этом случае около 160 — 180 млн руб.

По словам Кузьменко, около 90% продукции завода будет поставляться в Россию и продаваться по каналам сбыта самарских подшипниковых заводов. «В Узбекистане нас интересует в первую очередь производство, а не рынок, — говорит Кузьменко. — Рентабельность производства в этой стране при учете налоговых льгот при создании СП и относительной дешевизны рабочей силы примерно на 20% выше, чем в России».

«Предприятие может быть освобождено примерно от 35% налогов, — говорит Алиев, — в том числе и от НДС». По его словам, сейчас на предприятии рабочие получают в среднем около $50 — 60 в месяц.

Аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов полагает, что завод в Узбекистане заинтересовал «СПЗ-групп» в первую очередь из-за возможности поставок на Uz-Daewoo. «Я не думаю, что объемы сбыта «СПЗ-групп» в ближайшее время резко увеличатся, — говорит он, — но работать на внутренний рынок Узбекистана и поставлять продукцию на успешное автосборочное предприятие будет проще». С ним согласен сотрудник Министерства экономики Узбекистана, пожелавший остаться неназванным: «Если бы не Uz-Daewoo, Самара вряд ли заинтересовалась бы этим заводом».

ЗАВОДЫ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К «СПЗ-ГРУПП»: На прошлой неделе было зарегистрировано Некоммерческое партнерство (НП) «СПЗ-групп», в которое вошли СПЗ, СПЗ-4, ЗАО «КРС» (г. Самара) , Ахунбабаевский подшипниковый завод, Подшипниковый завод N 6 (г. Екатеринбург) , Десятый подшипниковый завод (г. Ростов-на-Дону) и трейдинговая компания Belonex Bearings Trading (Казахстан). Директором партнерства стал Александр Швидак. «Речь идет об объединении предприятий на основе производственной кооперации, — говорит Швидак. — В ближайшей перспективе рассматривается возможность выпуска продукции под единым брэндом «СПЗ-групп».

Глеб Столяров

Ведомости — Поволжье

05 февраля 2004

Ведомости — Поволжье

*