Как стало известно «Ведомостям», «АвтоВАЗ» собирается в этом году пройти процедуру листинга на Лондонской фондовой бирже. Это дает инвесторам надежду наконец узнать, кому на самом деле принадлежит крупнейшая автомобилестроительная компания страны.

Уставный капитал «АвтоВАЗа» составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным ИК «Атон», около 53% акций «АвтоВАЗа» контролируют топ-менеджеры, 8% принадлежит Внешторгбанку, еще около 18% — работникам предприятия. Около 13% акций «АвтоВАЗа» обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR, а 2,05% принадлежит РФФИ. Выручка «АвтоВАЗа» по IAS в 2002 г. составила 119,4 млрд руб. , чистая прибыль — 1,33 млрд руб. В 2003 г. завод выпустил 699 889 автомобилей против 703 000 годом ранее.

В листинг Лондонской фондовой биржи из российских акций включены «голубые фишки»: «Татнефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», а из акций второго эшелона — «Объединенные машиностроительные заводы». Но уже в этом году к ним могут присоединиться и бумаги крупнейшей в стране автомобилестроительной компании — «АвтоВАЗа».

Как сообщил «Ведомостям» высокопоставленный источник в руководстве «АвтоВАЗа», автоконцерн планирует в ближайшее время расширить программу глобальных депозитарных расписок (GDR) и добиться включения их в листинг Лондонской биржи. Компания выпустила GDR еще в 1998 г. , но сейчас в форме расписок на биржах во Франкфурте и Берлине торгуется менее 1% акций «АвтоВАЗа».

Альберт Гавриков, управляющий директор инвестиционной группы «Атон», выступающей финансовым консультантом «АвтоВАЗа», подтвердил «Ведомостям», что «АвтоВАЗ» планирует пройти в этом году процедуру листинга в Лондоне. «Сначала мы намерены провести частное размещение до 7% акций компании в форме GDR среди западных институциональных инвесторов, а потом пройти процедуру листинга», — поясняет он. Акции для размещения должны выделить нынешние акционеры «АвтоВАЗа», назвать которых Гавриков отказался. Но перед этим еще должна быть завершена сделка по продаже до 5% акций «известному институциональному фонду», переговоры о которой начались еще в прошлом году.

Желание «АвтоВАЗа» получить листинг на бирже менеджер «Атона» объясняет тем, что это существенно повысит ликвидность ценных бумаг автозавода. А Лондон был выбран потому, что у Нью-Йоркской фондовой биржи — крупнейшей фондовой площадки мира — более жесткие условия получения листинга.

Первой из машиностроительных компаний процедуру листинга на Лондонской бирже прошли «Объединенные машиностроительные заводы». По оценке гендиректора Кахи Бендукидзе, наличие листинга добавляет к капитализации компании примерно 10%. Однако сама процедура требует от эмитента раскрыть большой объем информации, в том числе и об аффилированных лицах, напоминает юрист компании Beiten Burghardt Сергей Аврамов. Гавриков подтвердил, что перед листингом структура собственников «АвтоВАЗа» будет раскрыта полностью, вплоть до размера пакетов акций менеджеров. Компания должна будет предоставить и информацию о заработной плате и других вознаграждениях менеджеров.

Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова считает эти планы «очень позитивной новостью». По ее словам, наличие листинга Лондонской биржи серьезно повысит ликвидность и привлекательность акций «АвтоВАЗа», они станут более доступны для инвесторов. Впрочем, не все аналитики верят, что «АвтоВАЗ» решится раскрыть подробную информацию о владельцах и менеджерах. «Они могут раскрыть схемы, но структура собственности не станет более прозрачной», — рассуждает Денис Нуштаев из «Метрополя». Сейчас, по данным СКРИН, крупнейшие пакеты акций «АвтоВАЗа» значатся за депозитариями ЦМД, ДКК и НДЦ, а ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» является прямым владельцем лишь 19,99% акций «АвтоВАЗа».

Юлия Федоринова

Ведомости

05 февраля 2004

Ведомости

*