Как банки заманивают клиентов
В преддверии новогодних праздников банки заманивают клиентов различными призами, сувенирами и розыгрышами. Улыбнется вам фортуна или нет, а в финансовые отношения с кредитным учреждением вы вступите. Поэтому при выборе банка лучше ориентироваться не на иллюзорные выигрыши, а на надежность учреждения и его условия. Что кроется за «заманчивыми предложениями» и как потом избавляться от их последствий.
С новогодними праздниками банки начинают поздравлять своих клиентов задолго до боя кремлевских курантов. Уже в конце ноября многие из них предлагают специальные новогодние вклады с повышенной процентной ставкой. Но некоторые кредитные учреждения этим не ограничиваются и привлекают своих клиентов подарками и призами. Во всем мире это называется promotion games (стимулирующие игры).
Турпутевки, монеты и банковские ячейки
Фантазия у банкиров, предлагающих новогодние акции, в этом году разыгралась бурно. К примеру, вкладчики БИН-банка, которые откроют срочный депозит до конца 2004 года, станут участниками специального розыгрыша путешествий в страны Европы и Азии. СДМ-банк приготовил вклад с актуальным, сезонным названием «Зимушка-зима». Каждому двадцатому вкладчику, который откроет депозит до 31 января, кредитная организация обещает серебряную монету в подарок.
Банк ГЛОБЭКС проводит праздничный розыгрыш для вкладчиков, успевших записаться в клиенты до 30 декабря, фирменных депозитов «Коробочка», «Золотая коробочка», «Миллион в кармане». Двадцать счастливчиков получат денежные призы по 25 тыс. каждый. Кроме того, у ГЛОБЭКСа есть очень интересное предложение, смысл которого понять достаточно трудно. Так, на сайте банка мы прочитали, что «все частные лица, имеющие по состоянию на 01.12.2004 года или оформившие в период с 01.12.2004 года по 28.02.2005 года один или несколько договоров» упомянутых фирменных вкладов, «имеют право… бесплатно получить в аренду банковскую ячейку с 01.01.2005 года по 28.02.2005 года». Грубо говоря, если вы откроете депозит 26 февраля, то целый день сможете пользоваться банковской ячейкой, если у вас будет что в ней хранить после открытия вклада.
За карту — елочные игрушки и калькуляторы
Подарки обещают и новоявленным кардхолдерам. Так, те, кто оформит до 31 декабря пластиковую карту Visa Classic, Visa Gold, MasterCard Mass, MasterCard Gold в МДМ-банке, получат новогодний подарок. В зависимости от категории карты — или «безумно необходимый» калькулятор, или эксклюзивные наборы елочных игрушек. Мелочь, а приятно. В качестве подарков выступают и сами банковские карты, хотя во всем мире они рассматриваются не как некий дивиденд, а как ключ к вашему счету. Эти подарки любопытны еще и тем, что являются продуктами самого кредитного учреждения.
Например, если вы оформите или переоформите до 31 января будущего года карту VISA или MasterCard категорий Electron/Maestro, Classic/Standard или Gold банка «Петрокоммерц», то сможете получить еще одну карту MasterCard соответствующей категории на льготных условиях. Последние заключаются в том, что плата за первый год обслуживания не взимается и может быть как основной (выпущенной на ваше имя), так и дополнительной (выпущенной, например, на супругу).
Промышленно-строительный банк (ПСБ) без подарков не оставит любого вкладчика, открывшего депозит «Рождество с ПСБ». Все они будут щедро одарены сувенирами с символикой кредитной организации. Видимо, чтобы не забыли, где хранят свои деньги. Клиентов, вклад которых превышает 5 тыс. долларов, евро или 100 тыс. рублей, ожидает подарок в виде рублевой или долларовой Visa Classic, АЛЕКО — Visa Classic или Visa Classic «300 лет Санкт-Петербургу» на льготных условиях.
Расплата за подарки
Один преуспевающий бизнесмен — владелец нескольких обменных пунктов — пару лет назад решил открыть карточку в одном уважаемом банке, польстившись на презент — импортный армейский нож. Когда он явился за подарком, его ждало разочарование. Операционистка в банке не только не выдала нож, но и на все отделение заявила, что стыдно такому приличному человеку клянчить всякие мелочи.
По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, если реклама банка обещала подарок, а выдать его отказались, то это является нарушением закона «О рекламе» и Гражданского кодекса. И потребитель должен настаивать на презенте. Если же настойчивость проявит и банк, то существует два пути — или обратиться в суд, или в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая курирует соблюдение закона «О рекламе». Если случай будет доказан, то нарушителям грозит штраф от 400 до 500 МРОТ (40-50 тыс. рублей). Более того, если будет доказано, что обещание подарков и отказ их выдавать — не единичный случай, а политика банка, то в ходе расследования банк может быть обвинен даже в недобросовестной конкуренции.
*