(«Русский курьер»). В дом № 84 по ул. Чкалова вот уже полвека приезжают тысячи паломников, желающих поклониться чудодейственному месту. Недавно самарцы узнали, что уникальный дом собираются снести, а на территории, которую он занимает, построить гаражи.

Эта история случилась в простой советской семье. Мать и дочь собирались встречать Новый год. Зоя пригласила своих подруг и молодых людей на вечеринку с танцами. Шел Рождественский пост, и верующая мать попросила Зою не устраивать вечеринки, но дочь не послушалась. Вечером мать ушла в церковь помолиться.

Все гости собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Его не стали ждать, начались танцы. Только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, девушка сняла с божницы икону святителя Николая Чудотворца и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». Подруги уговаривали ее не делать этого, но Зоя дерзко ответила: «Если есть Бог, то пусть он меня накажет!» С этими словами она пошла танцевать. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой cвятителя — окаменевшая, холодная, как мрамор. Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в чувство. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. С этого времени Зоя не могла ни пить, ни есть. Когда девушку хотели забрать для наблюдения в больницу, то не смогли сдвинуть ее с места: ее ноги были словно прикованы к полу. Но при отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: ее сердце билось.

Когда вернулась Зоина мать и увидела случившееся, она потеряла сознание. Женщину отвезли в больницу, откуда она вернулась лишь через несколько дней.

Весть о чуде быстро разнеслась по всему городу. Первые дни дом был окружен множеством людей, пришедших посмотреть на «Зоино стояние». Сюда, в дом на ул.Чкалова, 84 приходили верующие, духовные лица, врачи и просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей. Подходы к дому перекрыли, и его стал охранять посменно наряд дежурных милиционеров. Желающим посмотреть на «стояние Зои» теперь отвечали, что никакого чуда здесь никогда не происходило, это всё – «обман попов». Между тем, рассказывают, что еще совсем молодые дежурные милиционеры поседели от ужаса.

Дело в том, что в полночь Зоя страшно кричала матери: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Вот что вспоминает пенсионерка Анна Ивановна Федотова: «В те дни возле дома Зои я была дважды, приезжала издалека. Но дом был окружен милицией. И тогда я решила расспросить обо всем какого-нибудь милиционера из охраны. Вскоре один из них – совсем молоденький — вышел из калитки. Я пошла за ним, остановила его: «Скажите, правда, что Зоя стоит?» Он ответил: «Ты спрашиваешь в точности как моя жена. Но я ничего не скажу, а лучше смотри сама…» Он снял с головы фуражку и показал совершенно седые волосы: «Видишь?! Это вернее слов. Ведь мы давали подписку, нам запрещено рассказывать об этом. Но если бы ты только знала, как страшно мне было смотреть на эту застывшую девушку!»

Чтобы народ не собирался возле дома на Чкалова, по вечерам специально отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас.

Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из застывших рук девушки.

В праздник Рождества Христова к Зое пришел отец Серафим, отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук девушки икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день». Перед праздником Благовещения явился некий благообразный старец и попросил охрану пропустить его к Зое. Ему отказали. Когда старец пришел на следующий день, его также не пропустили. А в третий раз, в самый день Благовещения, охрана почему-то задерживать старца не стала. Дежурные слышали, как старик говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, а старец всё не выходил. Когда милиционеры заглянули в комнату, то никакого старца там не обнаружили. После этого все свидетели происшедшего были убеждены, что к Зое являлся сам святитель Николай Чудотворец.

Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение девушка громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать: в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она всё продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах.

— Как ты жила? – спрашивали её. — Кто тебя кормил?

— Голуби, голуби меня кормили, — отвечала Зоя, получившая прощение от Господа.

Всё случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось тогда к вере. Говорят, на всех желающих покреститься даже не хватало крестов.

В 1989 году игумен Герман, насельник Оптиной пустыни, который в 50-е годы прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева, рассказал следующее: «Чего не видел, говорить не буду, а то, что знаю, скажу. Улицу оцепили, с людей взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил: «Разрешите, я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел». Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час, и отцу настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо».

Икона Николая Чудотворца, которую взял из рук Зои отец Серафим, некоторое время находилась в храме, где он служил. Потом власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь. Отцу Серафиму запретили рассказывать о том, как он забрал у Зои икону и дали ему три года. После отбытия срока его направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.

Спустя годы, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий вспоминал: «Свидетелями этого чуда были многие люди. В то время, когда вера подвергалась гонению и поруганию, этот случай чудесного проявления силы Божией стал сенсацией. И не только для жителей Самары».

Поскольку в народе было много разговоров, местная печать не могла умолчать об этом происшествии. В советских газетах писали, что событие, произошедшее с работницей трубного завода Зоей – скорее всего представляет собой случай столбняка, еще неизвестный науке.

До сих пор Самарская Епархия занята расследованием обстоятельств чуда, произошедшего на Чкалова, 84. Благословение на него получил главный редактор самарской православной газеты «Благовест» Антон Жоголев. «Это место действительно свято, — говорит он. – Нельзя на месте, где являлся сам Николай Чудотворец, строить какие-то гаражи!» По словам секретаря Самарского епархиального управления протоиерея Виктора Ушатова, епархия очень надеется найти след Зои, узнать, чем закончился ее жизненный путь. По одной версии, Зоя на третий день Пасхи «отошла к Господу». По другой, девушка была помещена в психиатрическую больницу. А еще священнослужители хотят отыскать икону, находившуюся в руках Зои. Известно, что после гонений на отца Серафима икона святителя Николая Угодника бесследно исчезла.

В планах самарских священников – выпустить по итогам расследования «чуда» книгу, а память о нем увековечить, реконструировав знаменитый на всю Россию дом и превратив его в музей. «Мы знаем, что это место уже отведено одной строительной организации, — говорит Виктор Ушатов. — Но мы надеемся, что люди поймут – место, где произошло настоящее чудо, надо отдать или епархии, или городу Самаре, то есть в муниципальную собственность. Необходимо, чтобы это было общим достоянием». Епархиальное управление уже обратилось в городскую администрацию с просьбой выделить участок земли для строительства часовни возле дома №84. «Мы очень надеемся, что администрация поддержит самарских верующих», — Антон Жоголев считает, что чудодейственное место не может быть просто так стерто с лица земли, а обязательно должно быть увековечено.

Сегодня в доме № 84 снимает жилье молодая семья Курдюковых. Своего недавно родившегося мальчика родители назвали в честь явившегося здесь Николая Чудотворца. Наталья Курдюкова объясняет, что так поступить им посоветовали священники. Семья верит в историю о чуде и уже привыкла к тому, что в их дом часто приходят гости: «Мы всех пускаем. Пусть смотрят, нам не жалко», — говорят Курдюковы. 14 ноября впервые за почти полвека со дня явления в доме по ул. Чкалова Николая Чудотворца с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия здесь отслужили молебен по этому святому. Верующих собралось много, но в дом поместилось лишь чуть больше трех десятков человек.

Сейчас православные самарцы собирают подписи в защиту «чудесной» достопримечательности.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 447 2004-12-30

Русский курьер

*