(«Новая газета»). Отшумели предрождественские ярмарки. На полках «Каррефуров», «Ашанов», «Кор» и прочих мегамаркетов, откуда еще неделю назад сметали дорогие яства, по половинной цене долеживают фазаны и вырезки лани. Не видно столпотворения у вешалок с галстуками, у стендов с косметикой и красивыми безделушками. Между Рождеством и Новым годом торговля идет вяло. Ажиотаж возвращается в начале января.

Европа:

КЛИЕНТ ЛОВИТСЯ — И СЧАСТЛИВ

Перед Рождеством люди покупают ради настроения, гуляя, расслабляясь, не особенно считая деньги. Хотя яркие вывески кричат об исключительной дешевизне: бутылка «Вдовы Клико» всего за 23 евро (до того «пряталась» в укромном уголке за 24). Покупатели супермаркета с любопытством разглядывают крохотные баночки с черной иранской икрой под заманчивыми красными буквами «ПРОМО!». Обычно она бывает только в специальных лавках деликатесов. А тут вот прямо рядом с сардинами. Значит, надо брать, решает на подкорковом уровне дама, не интересуясь процентом скидки.

В первые дни распродаж на паркингах торговых центров не найти свободного места. Приезжают из города и провинции, семьями, парами и поодиночке, на час и на целый день. Хозяева пивных, бистро и ресторанов нанимают на временную работу студентов. Для их бизнеса это звездный час, при том что пиво, картошка «фри» и жареные колбаски улетают по полной цене.

Неправда, что распродажи только для бедных. Как раз самые интересные находки в эти дни в дорогих магазинах. Где выше ставки, там больше и выигрыш. Однажды видел, как в галерее бутиков на блистательной авеню Луизы в Брюсселе две приличные на вид дамы буквально подрались из-за какой-то тряпки.

На главной брюссельской торговой улице, пешеходной рю-Нев, черно от народа. Три часа дня. Первый день зимней распродажи выпал на субботу, что очень радовало коммерсантов. Директор универмага одежды «С&А» Эрик Вальтерс рассказал, что магазин открылся в 8.30 утра, на два часа раньше обычного, но к тому моменту у дверей уже топтались, по его оценке, 250 человек.

— Я думаю, что мы сегодня побьем рекорд. Давно не видел столько людей на рю-Нев. Они приходили присмотреть что-то заранее, а сегодня покупают. Опыт показывает, что если первые дни распродаж вялые, то и весь месяц будет таким же.

Много зависит и от дня недели начала «сэйлов», и от погоды. Суббота — самый удачный день. Какой-нибудь вторник был бы намного хуже. С погодой тоже повезло: холодно и сухо. В обычно мокром Брюсселе это хороший повод прогуляться и примерить теплый свитер с полки. Крупные цифры на витринах: 30, 50, 70 процентов скидки. Как тут устоять.

В четыре часа магазины на рю-Нев начинают напоминать поле боя. Костюмы, платья, майки разбросаны по полу. Длинные очереди выстроились к примерочным кабинам и кассам. Люди обвешаны обновками, катят тележки с покупками. Знали, на что шли. Временный дискомфорт стоит конечного удовольствия.

У последних недель распродаж свои прелести. Торговцы все больше сбрасывают цены. Правда, и выбор уже не тот, и размеров мало. Знатоки советуют искать среди остатков серий или «второго сорта». Бывает, что дефект легко устранить или он вовсе не заметен, зато цена обрушивается. В последнюю неделю «сэйлов» в парижской «Галери Лафайет» приятель купил всего за 7,62 евро фирменные кожаные перчатки, которые стоили 60,83. В одном месте чуть криво прострочены.

В 1911 году германский кайзер Вильгельм II ввел порядок проводить распродажи в определенные сроки с социальной целью: дать возможность бедным хотя бы два раза в год обновить одежду и обувь. Торговцы же могли быстро избавиться от запасов уходящего сезона и выручить деньги на новую коллекцию. До сих пор сезонные распродажи выполняют в Европе эти две функции.

За столетие, по мере нарастания законов о конкуренции, защите прав потребителя и прочих новшеств, традиция обросла детальными правилами, ограничениями, запретами. Декрет французского правительства от 16 декабря 1996 года устанавливает рамочные сроки распродаж по всей стране. Только в эти сроки разрешено продавать товар по убыточной цене. На день раньше и позже — ни-ни, даже если гниет на складе. Подробно расписано, как размещать уцененные и неуцененные товары, какие клеить ценники.

Французский закон штрафует за нарушения этих правил на 15 тысяч евро, выявлением нарушителей заняты 2200 инспекторов генеральной дирекции по делам конкуренции и потребления. В прошлом году самым распространенным нарушением было… снижение цен раньше официального начала распродаж.

Дубовые правила становятся помехой, которую все равно обходят. Чем больше власть усложняет их, тем больше их нарушают. Магазины поднимают цену на неходовой товар в конце ноября, выдерживают положенный месячный мораторий, а в первый день распродаж законно вешают на это барахло бирку об уценке аж на 70 процентов. Клиент ловится.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

Российская практика:

НЕ ОТДАВАТЬ НИ КОПЕЙКИ

В магазин на Cтаром Арбате приехала новая коллекция. Надо было освобождать вешалки, и в подсобку внесли непроданные куртки. Людей уже месяц интересовал вопрос: «А розовые топики есть?». Так что черные куртки не катили. И их вкатили в подсобку.

— Ну че делать будем? Уценять?

— Не, подожди. Это сейчас они неактуальны, а вот пойдут дожди…

— Немцы-производители требуют, чтобы мы на старую непроданную коллекцию устраивали сезонную распродажу.

— Немцы — дураки.

К вечеру куртки упаковали в коробочку, написали жирно «На зимовку» и отправили на склад в Люблино.

Первая особенность русской распродажи: цены на залежалый товар снижаются не меньше трех раз. Вот есть свитер, который закупался по цене 20 долларов за штуку. Розничная его цена в США — 30 долларов. На 30 долларов сначала делается накрутка в 150%. Его стоимость уже 75 у.е. в пересчете на рубли по завышенному курсу магазина. Если свитер не продается, то сначала он уходит на склад до лучших времен, пока покупатель не «прочухает тенденцию». Если он не продается и после зимовки, становится одной из вещей сейла. Поэтапно. Сначала — 20% (обычная скидка на последнюю вещь из коллекции и скидка дисконта). Не уходит — ставят 50% (только брак и неходовые размеры XXS и XXL). Если опять не продается, ставится «максимальная» скидка — 70%. Но продавец все равно останется в выигрыше. Даже с такой скидкой вещь дороже закупочной цены почти на 100%.

Ботинки Tommy на новогодней распродаже в США вы можете купить за 30 долларов вместо изначальной цены в 100 долларов. В ТЦ «Охотный Ряд» эти же ботинки во время «распродажи» стоят 130 долларов — действует 70-процентная скидка. Если ботинки не купят, то их можно будет приобрести в весенней коллекции по старой цене.

Вторая особенность российской распродажи — сроки ее проведения. Нет никаких сроков. Кому как в голову взбредет, так и проводят. В Европе время проведения стабильное — с 20 декабря до середины января. Наша страна бьет все рекорды. Первые плакаты появились уже в начале октября, а закончится разгул скидок ближе к китайскому Новому году. Торговые компании обесценивают саму идею распродажи.

Третья особенность. Главная. Реальность снижения цены. В некоторых магазинах во время распродаж снижают курс у.е., который до этого был явно завышен. К тому же хорошо бы знать, какие были цены до сезона скидок. Опустив курс, ничто не мешает поднять цены до праздников.

Акция в «Техносиле» — скидка 50%. Парковка напротив магазина забита. Вокруг толпится довольный народ с оранжевыми коробками (телевизоры марки TECHNO). Позже выясняется, что скидка 50% — менее чем на 5% товаров. Телевизор, который с такой радостью расхватывают покупатели, надо видеть. Экран далеко не плоский (в рекламе звучало слово «плоский»), и цена 3999 рублей. До акции такой стоил 3200. Рядом стоит Rolsen за 12 000. В другом крупном магазине бытовой техники такой же телевизор — в пределах 10 000.

В салонах сети «Альттелеком», где я осенью покупала телефон Sony Ericsson, он подорожал почти на 300 рублей — очевидно, как раз на стоимость фонарика, который под Новый год прилагают «бесплатно» к купленному аппарату.

Анна ШАМБУРОВА

Сколько тратят на подарки народы

Сколько тратит в среднем европейская семья на рождественские подарки? Этот вопрос заинтересовал страховую компанию АХА, и она провела опрос 9200 жителей Старого Света, а также США, Канады и Японии. Вот какая получилась картина (все в рублях по курсу ММВБ):

Великобритания — 28 786

США — 28 601

Испания — 17 723

Германия — 16 761

Канада — 15 873

Франция — 15 725

Италия — 12 802

Португалия — 12 506

Бельгия — 10 952

Нидерланды — 3737

Япония — 2886

Даже если учесть, что в Стране восходящего солнца Рождество — не самый популярный праздник, все равно видно, что щедрость на подарки мало зависит от уровня доходов. Достаточно сравнить богатых голландцев и бельгийцев с относительно бедными испанцами.

P.S. В России, как выяснила «Новая», средняя семья тратит на рождественские и новогодние подарки от трех до четырех тысяч рублей.

«Новая газета» № 95

27.12.2004

"Новая газета"

***