В 2004 году Kodak пришлось прекратить продавать в США аналоговые фотокамеры – у компании резко снизились доходы от продаж фотопленки. Чтобы поправить дела, Kodak переключилась на производство цифровых фотокамер и в уходящем году сумела выйти на второе место в этом секторе рынка, прибавив почти 40% доходов.

Рынок цифровых фотоаппаратов в силу молодости остается одним из самых привлекательных и быстрорастущих в высокотехнологическом сегменте потребительской электроники. Первая цифровая фотокамера для потребителей была выпущена компанией Kodak всего десять лет назад.

Она называлась Kodak QuickTake, была сравнительно больших размеров и подсоединялась к компьютеру через разъем для принтера.

Конкуренты не заставили себя ждать, и в 2000 году на первой строчке в секторе цифровых фотоаппаратов уже прочно обосновалась японская Sony, а Kodak потерял порядка 5% рынка.

Цифровые успехи конкурентов были особенно печальны для Kodak на фоне значительного снижения объема продаж в традиционном для компании секторе производства фотопленки. Тогда же компания продала свое химическое и фармацевтическое подразделение, потеряв, таким образом, треть сотрудников.

Чтобы исправить положение, Kodak решилась на проведение крупномасштабного социологического исследования, призванного очертить круг потенциальных потребителей, а также получить полное представление об их требованиях при выборе цифровых фотокамер.

Выводы социологов заставили Kodak полностью изменить дизайн продукции, технологию производства и концепцию продвижения на рынке.

Основой маркетинговой стратегии Kodak стало привлечение покупателя низкой ценой фотоаппаратов, функциональностью и легкостью в обращении. За счет последнего Kodak, в частности, рассчитывала привлечь женскую часть потребителей, так как исследование показало, что женщины в среднем фотографируют больше мужчин. Стратегия Kodak была сформирована в противовес маркетинговой политике основных конкурентов – Sony и Canon, ориентированных на производство фотокамер, более сложных в техническом отношении, а потому более привлекательных для мужчин с их любовью к всевозможным ухищрениям.

Избранная стратегия позволила Kodak прочно закрепиться на втором месте на рынке цифровых фотоаппаратов, причем доля лидера – японской Sony – продолжает сокращаться.

В первые девять месяцев 2004 года Sony в США занимала 20,8% рынка цифровых фотокамер, тогда как в 2003 году доля компании составляла 21,7%. Доля Kodak за аналогичный период, напротив, подросла с 17,9 до 18,8%. Canon в этом секторе занимает третье место с 15,2%. Тем не менее

продажи пленки и других традиционных продуктов Kodak снизились в третьем квартале 2004 года на 20%, что превысило даже самые пессимистичные ожидания. В связи с этим компания была вынуждена вообще отказаться от продажи перезаряжающихся фотоаппаратов в США и сосредоточиться на цифровом секторе.

Впрочем, стабильную прибыль от продаж цифровых фотокамер Kodak начала получать только в 2004 году. Еще четыре года назад руководство компании вообще сомневалось в том, сможет ли Kodak занять достойное место в этом сегменте рынка.

Чтобы составить конкуренцию высокотехнологическим моделям Canon и стильному дизайну от Sony, разработчики Kodak выстрелили брэндом EasyShare, который занял в этом году порядка 19% цифрового рынка США. Отличительной особенностью фотокамеры EasyShare DX4530 стала специальная кнопочка на корпусе Share (с красным индикатором), позволяющая быстро напечатать, подготовить для отправки по электронной почте либо поместить в закладки любую фотографию.

А в 2003 году компания представила новую систему: станцию EasyShare printer dock 6000 со встроенным принтером. Это устройство позволяет считывать и печатать картинки с камеры, попутно заряжая ее батарею.

Таким образом, наличие компьютера перестало быть необходимым условием для печати фотографий с цифровой камеры.

Принтер обеспечивает печать кадров размером 10х15 см без полей. В первый же год появления новики на рынке только в США было продано больше миллиона таких принтеров.

Разработчики Kodak должны быть довольны, так как в перспективе продажа нового гаджета может стать делом более прибыльным, чем сам цифровой бизнес.

Ведь, покупая принтер, новоявленный владелец должен быть готов к постоянным тратам на фотобумагу и картриджи – а химия у старейшего производителя фотоматериалов в мире всегда была на высоте.

Впрочем, на рынке электроники любые новшества не могут долго оставаться штучным товаром. Так, компания Canon уже представила аналог кнопки Share, а Sony занимается продвижением на рынке собственного принтера.

www.gazeta.ru

*