(«Би-би-си»). Стоит только вспомнить о паровых двигателях, как перед глазами возникают образы огромных пыхтящих монстров. Самодвижущиеся экипажи на паровой тяге обычно не появляются в обзорах последних технологических новинок в мире транспорта. Да и о том, чтобы они пытались побить мировые рекорды скорости, как-то не слышно.

Но британский инженер-дизайнер Глинн Баушер со своей командой почти завершили создание сверхбыстрого парового транспортного средства, напоминающего «Бэтмобиль».

Эта машина под названием Inspiration (Вдохновение) открывает второе дыхание старого традиционного способа тяги.

Ее создатель знает почти все о двигателях и автомобилях. Он работал над несколькими подобными проектами. Он создал первый автомобиль, прошедший звуковой барьер на земле.

Его команда, носящая название British Steam Car Challenge (BSCC), надеется побить не только давний рекорд скорости для экипажей на паровой тяге, но и вдохновить других ученых на работы в области альтернативных источников энергии.

Снаружи и внутри

Поиски такого рода источников тяги открыли несколько разных вариантов, среди которых водород, природный газ и даже смесь водорода с метаном.

Популярнее всего оказался водород, широкому применению которого мешает отсутствие эффективных способов производства и, что еще важнее, хранения водородного топлива.

Глинн Баушер уверен, что пока такого решения не найдено, стоит обратить внимание на новые подходы к старому доброму пару.

Ключом к его потенциалам является разница между технологиями внутреннего и внешнего сгорания.

Двигатели внешнего сгорания — такие как паровой — имеют ряд преимуществ над своими собратьями внутреннего сгорания.

Они потенциально могут вырабатывать меньше вредных окисей азота, чем стандартные современные двигатели, поскольку максимальные температуры и давление в них ниже.

Даже несмотря на то, что паровые двигатели, как и другие, сжигают обычное горючее, их технология позволяет эффективнее контролировать выделение и выбросы двуокиси углерода.

Собственная разработка

Рекорд скорости на суше для автомобиля на паровом двигателе был установлен почти столетие назад — еще в далеком 1906 году.

Тогда автомобиль Stanley Steamer под управлением Фреда Мэрриотта развил скорость в 205,5 км/ч, оставив позади четыре других машины на двигателях внутреннего сгорания.

А первый самоходный экипаж на паровом двигателе был создан в 1769 году.

Однако создание парового двигателя, способного побиться за рекорд скорости в XXI веке, оказалось не такой уж простой задачей.

«В общем, нам пришлось придумать свое собственное строение двигателя, в некоторой степени инновационное», — говорит Глинн Баушер.

Двигатель оказался настолько новаторским, что команда планирует запатентовать его.

По словам создателя, его двигатель работает по вполне простому принципу.

Вода проходит через парогенератор, где она нагревается горящим пропаном до сверхгорячего пара, который при температуре в 400 градусов по Цельсию при давлении примерно в 40 атмосфер (4 млн. Паскалей) поступает в двухступенчатую турбину.

«Поднимающийся пар заставляет вращаться секции турбины, почти как небольшая электростанция», — объясняет Баушер.

«Круговое движение турбины через систему передач поступает на колеса, а когда крутятся колеса, мы едем — и очень быстро», — утверждает он.

Несмотря на кажущуюся простоту, с технологической точки зрения оказалось очень сложно выработать 300 лошадиных сил мощности в таком небольшом пространстве.

Получился двигатель, способный достигать 225 кВт при 12000 оборотах в минуту. Двигатели Формулы-1 обычно работают в районе 17000 оборотов, а авиационные турбины — от 85000 и выше.

Баушер, однако, не считает, что паровые автомобили смогут заменить нынешние машины на городских улицах.

«Паровые турбины применялись и в прошлом, — говорит он. — Но их проблема заключается в том, что для эффективной работы им необходимо функционировать на определенной скорости. Однако сама природа городских автомобилей предполагает, что их скорость постоянно меняется, так что наша разработка в этой области окажется бесполезной».

Однако, по его словам, эта технология может заменить дизельные двигатели на крупных коммерческих автомобилях и автобусах.

Дело только за адаптацией нового двигателя, возможность которой команда уже изучает.

28 декабря 2004 г., 22:46 GMT 01:46 MCK

Би-би-си

*