Константин Титов. Позиция. Размышления.

РОССИЯ – НЕУДАЧЛИВАЯ ИЛИ ВЕЗУЧАЯ?

Не раз доводилось бывать за океаном. И в каждый приезд не оставляло ощущение: да, Америка великая страна, но чего-то не хватает… это скорее не из круга вещей материальных. Наверное, это в поведении, в мироощущении американцев. Трудно передать… Потом догадался: страна-то еще подросток. 200 лет – это не возраст для истории. А в ней как в котелке – «продукты» со всего мира и «суп»-то еще не до конца сварился.

А вот мы тут в Евразии чуть моложе мамонтов. Века за спиной.

История — это не набор историек, вроде современных компьютерных игр и видео- «блокбастеров». Технически эффектных, но содержательно убогих.

Беспамятным «манкуртам», как писал Чингиз Айтматов, без истории жить легче? Отнюдь. Гнетет и обрекает на жизнь растительную не «горе от ума», а отсутствие такового. Ведь не случайно так повелось: мудрость прорастает из знания, а знания копятся не за одну жизнь.

Вспоминается памятник на могиле Н.С. Хрущева на Новодевичьем кладбище: сложное причудливое переплетение плит черного и белого мрамора. Но белого – больше. Его грани более выпуклы, эффектны. Автор – Эрнст Неизвестный. Великий скульптор и порядочный человек. Хрущев его при жизни весьма не жаловал. А вот поди же ты, как судьба распорядилась. И рука мастера, и его совесть воздали должное.

Каждому хочется оставить о себе светлую память. А для этого нужно знать историю страны и уметь извлекать из нее уроки.

Жизнь в современной России можно сравнить с капитальным ремонтом в доме без отселения жильцов. Отселить их некуда, значит, все зависит от понимания и восприятия происходящего. Но понимание и восприятие простого человека, доверившегося нашим СМИ, разрушено. Он живет в ощущении непрерывной катастрофы.

Перед нами ошибка в условиях задачи. Против слова «дано», у нас почему – значится: Россия – страна неправильная и неудачная. А ведь некоторые историки, например, Александр Горянин, считают, что на самом деле Россия – сильная и смелая страна.

Командование Красной армии с конца 1943 года, когда стало ясно, что предстоит воевать на территории Германии, стало очень серьезно готовиться к отражению действий немецких партизан. В русскую голову не приходило, что таковых просто не будет. Духа у бюргеров не хватило.

Сегодня мы, возможно, переживаем не «национальную катастрофу», как нам внушают слева и справа, а истинное возрождение, хотя и не ведаем об этом. Во времена итальянского Возрождения люди тоже о нем не знали. Истинная картина открылась лишь их потомкам, современники же Возрождения поверили Макиавелли, объявившему Италию растерзанной и обесчещенной.

Спору нет: мы проходим трудный отрезок своей истории. В такие времена абсолютно решающее значение имеет настрой людских масс, дух нации, который, как мне кажется, начинает возрастать.

Когда я — даже в пределах лишь части моей большой Родины – в Самарском крае – осматриваюсь, вижу вехи, которые создавали десятки предшествующих поколений. Муромский городок, Самарская крепость, корпуса заводов авиакосмического комплекса, громада Волжской ГЭС, не стареющий ВАЗ – вот она цепочка – связь времен, в которую вклепана звеном и моя судьба, моя жизнь. И нам эту цепочку продолжать. Продолжать славными делами. А для этого надо верить в возможности своего народа, который вписал и, я уверен, еще в пишет в свою историю немало победоносных страниц. Вот что пишет упоминавшийся уже Горянин:

«Возможно, наиболее радикальное отличие нынешнего усредненного российского самоощущения от самоощущения человека 1914 года кроется в совершенно ином состоянии духа. Прежде всего, Российская империя (в лице своих подданных) чувствовала себя страной грозной и молодцеватой. Уверенность всегда гипнотизирует. В начале века, в связи с пуском Транссибирской магистрали, большая группа иностранных журналистов проехала по ней до Иркутска и обратно. От них едва ли могли ускользнуть отсталость бытовых условий и другие минусы тогдашней России, но все статьи (до 150!), отправленные иностранными журналистами с дороги в свои газеты и журналы, оказались крайне благожелательными, а многие и просто восторженными. Да, рукотворное чудо впечатляло, но еще больше впечатляли сила духа молодой и бодрой нации. Особенно отличились французские журналисты. Один из них писал, что история поставит постройку Великого Сибирского пути по своему значению сразу после открытия Америки, другой увидел в дороге гарантию будущего полного русского экономического господства на Востоке. И подобные высказывания не казались тогда излишне смелыми».

www.titov.samara.ru

*