Человек и знания
Константин Титов. Позиция. Размышления.
ЧТО ЕСТЬ СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР
Когда мне говорят, что у нас лучшее в мире образование, я начинаю недоумевать: почему же мы не живем-то лучше всех?
Система образования, как отдельного региона, так и всей России, не может быть вписана в, скажем так, мировую культуру без масштабного пересмотра ее аспектов.
Скорое вступление России в ВТО – это конкретное проявление глобализации. Помимо всего прочего, это еще и новые требования к качеству образования. Россия вошла в Болонскую декларацию, тем самым приняв на себя обязательства по созданию конкурентоспособной образовательной системы.
Монополия государства как заказчика по отношению к сфере образования сменяется присутствием на рынке образовательных услуг множества заказчиков.
В условиях постепенного перехода к информационному обществу школа теряет монополию на информацию.
В такой ситуации не имеет смысла говорить об улучшении качества образования, нужно ставить вопрос о смене качества образования. Формируют запрос к системе образования индивид, общество, и, наконец, государство. При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности. А конкретные — знания это, увы, «скоропортящийся продукт».
Способность учиться всю жизнь становится основой для успеха в профессии, которую, может быть, придется и менять.
Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет.
Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Список ключевых компетентностей для учащихся Самарской области включает в себя шесть позиций.
Готовность к разрешению проблем, то есть способность анализировать нестандартные ситуации, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.
Технологическая компетентность, то есть понимание инструкции, описания технологий и их четкое соблюдение.
Готовность к самообразованию, то есть умение выявлять пробелы в своих знаниях и навыках при решении новой задачи.
Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, осмысливать информацию.
Готовность к социальному взаимодействию, то есть умение соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды).
Коммуникативная компетентность, то есть способность получать в диалоге необходимые сведения, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.
Претерпевает изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, дирижера групповой дискуссии учащихся, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Сегодня дверь открывают не знания, а навыки, умения. Иначе красивые идеи могут оказаться нереализованными.
Самой инертной частью любого преобразования являются люди. А старение населения приводит к «старым мыслям». Поэтому вопрос о кадрах, об образовательной мобильности – это приоритет нашего времени.
Следующая проблема еще более драматична. Там, где система образования работает хорошо, она не всегда работает на страну. Квалифицированные кадры все время переезжают из одного места в другое. Достигнем ли мы той точки развития, когда кадры начнут возвращаться и привезут с собой деньги (инвестиции) и проекты?
Образование призвано снижать уровень неравенства за счет того, что дети из различных слоев общества получают доступ к различным средствам обучения и возможность выравнивать свое положение. Поэтому особенный интерес для нас представляет сельская школа, которой мы уделяем самое пристальное внимание. Сельские школьники нашей области сдают единый государственный экзамен не хуже, а зачастую лучше их городских сверстников. Это и есть результат нашей работы, которая далеко не завершена.
*