(«Новая газета»). Здравствуйте, уважаемые акционеры! У каждого из нас на руках есть документ, удостоверяющий наше право на частичку родного государства, — орластый паспорт, таким образом все мы — миноритарные акционеры АО «Российская Федерация». Согласно уставу — Конституции — раз в четыре года мы проводим общее собрание акционеров, на котором выбираем президента, аналогичного председателю совета директоров.

Он назначает правление — кабинет министров — топ-менеджеров, а уж они управляют активами, то есть отечественной экономикой. Их задача — обеспечивать акционерам-гражданам максимально высокие дивиденды. Речь идет не только о деньгах: безопасность, возможность получить образование и медицинскую помощь, крыша над головой, наконец, — все это набор ценностей, ради которых, собственно, мы и становимся акционерами АО «РФ».

       Следующих выборов ждать еще долго, но контролировать работу совета директоров и правления нужно — так положено согласно закону об акционерных обществах. Поэтому под Новый год мы и решили провести свое отчетное годовое собрание. Можно возразить, конечно, что от миноритариев — так уж повелось в России — никогда ничего не зависит, но мы же не будем подходить к нашему общему бизнесу, как олигархи. По крайней мере совет директоров мы выбирали не для этого. Итак, на повестке пять вопросов: прошедшие выборы, дивиденды, инвестиции, финансы, глобальное позиционирование компании. Поехали!

      

       Выборы

       Начало года было потрачено на подготовку к очередному общему собранию акционеров. Надо сказать, что действующий председатель совета директоров Владимир Путин поступил гуманно и не стал делать серьезных инвестиций в собственную предвыборную кампанию (правда, стоит вспомнить, что в течение прошлого срока его команда установила контроль над ключевыми медиаактивами, в частности, федеральными телеканалами ОРТ и НТВ).

       Издержки пришли, откуда не ждали — накануне выборов Путин уволил весь топ-менеджмент да еще и предложил абсолютно новую структуру управления, которую и ввел, но разработать предварительно не успел. Тут на одних кабинетных табличках разоришься. Но хуже то, что эффективность новособранной команды естественным образом оказалась ниже, чем у предыдущей, — мало того, что требовалось время, дабы притереться друг к другу, так еще и непонятно было (в отдельных случаях и сейчас непонятно), кто за что отвечает. Дезорганизация работы топ-менеджмента безусловно снизила эффективность управления компанией.

       Резюме: использование структурных преобразований правления АО «РФ» в качестве одного из элементов предвыборной кампании следует признать нерациональным, потери ощутимы — они сказались прежде всего на доходах компании.

      

       Дивиденды

       Денег мы в этом году стали получать больше — уже радует. На целых 10% за вычетом инфляции. Это хороший показатель. Пенсии выросли примерно на 5%, а зарплаты — на 10—12,5%. (Правда, если все-таки вычесть инфляцию, картина не столь радостная.).

       Это — чисто денежные дивиденды. В отношении соцпакета ситуация другая. В этом году правлением была разработана эпохальная реформа, ошибочно именуемая законом о монетизации льгот. Менеджеры писали его в такой спешке, как будто это не решение, во многом определяющее стратегию развития компании, а служебная записка для шефа, который в благостном расположении духа обещал повысить зарплату.

       Из-за временного лимита — закон непременно надо было принять до того, как в парламент спустят бюджет, компании, то есть до августа, — депутаты не успели толком разработать поправки, и в итоге мы получили очень сырой и очень жесткий закон, представляющий собой фактически односторонний пересмотр условий контракта с сотрудникам, которые, напомним, являются еще и акционерами АО «РФ» (что входит в противоречие как с уставом компании, так и с КзоТом). Фактически нас оставили без соцпакета, предложив его денежный эквивалент, значительно меньший по объему. Это спорное решение с точки зрения управления human resource, то есть человеческим потенциалом.

       Современные компании, наоборот, стремятся сделать соцпакет как можно «толще» и разнообразнее, вплоть до бесплатного маникюра для медиков и прочих маленьких приятностей. АО «РФ» же лишило своих сотрудников многих очень нужных, а то и жизненно важных вещей: нормального отдыха, проезда, даже лекарств. Таким образом правление АО «РФ» урезало дивиденды акционерам, не потрудившись спросить согласия или даже просто объясниться.

    Резюме: рост денежных доходов полностью нивелируется ликвидацией соцпакета, который имел для значительного числа акционеров гораздо большее значение, чем денежные выплаты со стороны АО «РФ». Соответственно, дивидендную политику АО «РФ» стоит признать ошибочной и враждебной по отношению к акционерам.

      

       Инвестиции

       Безусловно, приоритетным направлением инвестиций АО «РФ» в этом году были госкомпании-«дочки», в первую очередь «Газпром» и «Роснефть». Таким образом совет директоров установил контроль государства над стратегическими отраслями — нефте— и газодобычей. Для «Газпрома» и «Роснефти» это, конечно, хорошо, а для их менеджеров — тем более. С точки зрения же сбалансированности бизнеса АО «РФ» в целом — едва ли. Теперь государство будет контролировать 15% нефтедобычи и четверть нефтегазового сектора. При этом известно, что эффективность менеджмента госкомпаний уступает эффективности менеджмента частного. В общем, мы рискуем получить снижение качества работы в ключевом секторе экономики.

       Зато снизить качество, скажем так, «технологий», с помощью которых государство приобретает новые активы, вообще не представляется возможным. Лично я испытываю весьма неприятные ощущения в связи с тем, что компания, акционером которой я являюсь, инициирует враждебное поглощение, используя при этом полный арсенал, скажем так, околозаконных способов: возбуждение фальсифицированных уголовных дел, оказание давления на суд, маски-шоу, преднамеренное банкротство, вывод активов и, наконец, псевдорыночный аукцион с участием фирмы-однодневки, маскирующий принудительную смену собственника. Можно сказать, что в своей корпоративной практике АО «РФ» сконцентрировало весь негативный опыт, накопленный отечественным бизнесом в последние 15 лет.

       Наибольшие опасения вызывает то, что тот же, например, «ЮКОС» и АО «РФ» существуют в глобальном мире, где неуважение к закону считается не просто дурным поведением, а серьезным преступлением, влекущим за собой серьезные же санкции. Конечно, совет директоров и правление АО «РФ» рассчитывают на то, что вариант с передачей «Юганска» через третьи руки юридически чист, что «Роснефть» в этом случае якобы будет добросовестным приобретателем. Но ведь это же все равно что купить у посредника «Мону Лизу», украденную неделю назад из Лувра, — такую сделку при всем желании нельзя признать легальной.

       Так что компания, контролирующая 15% нашей нефти, будет втянута в долгие судебные разбирательства. В итоге на месте уничтоженной сверхэффективной компании «ЮКОС», отчисляющей в АО «РФ» все полагающиеся налоги, с капитализацией в 35 миллиардов долларов мы получим малоэффективный конгломерат, обремененный к тому же юридическими рисками. И все это — за наш счет. Напомним, что «Роснефть», купившая «Байкалфинансгруп», обязана будет перечислить 9,3 миллиарда долларов. Их в любом случае придется занимать — у иностранных банков или российских, неважно — а потом отдавать.

       Соответственно, колоссальные деньги, которые могли быть вложены в развитие нефтяной отрасли, уйдут в никуда (скорее всего, повиснут в бюджете как допдоходы, а потом благополучно перетекут в Стабфонд). Вспомним: все мы акционеры АО «РФ», значит, и «Роснефть» нам не чужая. Так вот, вся эта неудачная операция обойдется каждому из нас в 1771 рупь 84 копейки — это если поделить стоимость ЮНГ на количество акционеров.

       Резюме: инвестиционная политика АО «РФ», направленная на приобретение новых активов для госкомпаний, продемонстрировала полную несостоятельность. Помимо сомнительной экономической целесообразности этот процесс сопровождался огромными юридическими, имиджевыми издержками и рисками, что крайне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности акционерного общества. Общие потери подсчитать пока не представляется возможным, но в будущем году подобная политика несомненно скажется на наших дивидендах.

      

       Финансы

       Летом на фондовом рынке происходили странные события. Некоторые государственные топ-менеджеры, по роду занятий никак не относящиеся к финансовому сектору, судя по всему, превратились в брокеров. По крайней мере, котировки акций крупнейших компаний определялись не рыночными факторами, а скандальными заявлениями тех или иных высокопоставленных лиц. В западных компаниях использование сотрудниками инсайдерской — то есть внутренней, конфиденциальной информации, — не просто моментально оборачивается увольнением, но и карается по закону в рамках уголовного дела. В России же такого закона нет, поэтому топ-менеджеры АО «РФ», прекрасно знающие, кто и когда произнесет судьбоносные — с точки зрения рынка — слова, вполне могли поучаствовать (через третьи руки, конечно) в фондовых играх.

       На капитализации ОАО «РФ» — а именно так можно рассматривать объем фондового рынка — это сказалось печально: если в первые три месяца индекс РТС вырос процентов на 30, то потом он стабильно падал, и год, скорее всего, будет завершен с нулевым вариантом. А ведь фондовый рынок — ворота для инвестиций.

       Впрочем, топ-менеджмент АО «РФ», похоже, и не рассматривает привлечение иностранных инвестиций в качестве приоритетного направления развития компании (несмотря на все дежурные заявления). Напротив, Министерство финансов видит в наличии свободных денег в экономике и на руках у населения главное зло, с которым необходимо бороться. Стратегию управления финансовыми потоками можно сформулировать просто — изъять и сложить (еще это называется стерилизацией денежной массы). В итоге золотовалютные резервы, то есть неработающие финансовые активы АО «РФ», составляют на сегодняшний день 120 миллиардов долларов. Добавьте сюда Стабилизационный фонд размером почти в 20 миллиардов долларов — и вы получите сумму, которая почти на 50% превышает все расходы федерального бюджета 2004 года! То есть АО «РФ» откладывает на черный день в полтора раза больше, чем расходует. Если бы страну распирало от изобилия, такая бережливость была бы понятной. Но рядовые акционеры АО «РФ» почему-то излишков денег в своих кошельках не обнаруживают…

       Негативным аспектом финансовой политики топ-менеджмента АО «РФ» следует считать и то обстоятельство, что она привела к дефициту ликвидности, то есть свободных денег в банковском секторе. В итоге попытка расчистки банковской системы от криминальных кредитных организаций, предпринятая ЦБ, обернулась серьезными проблемами, едва не переросшими в масштабный банковский кризис.

       Резюме: идеология управления финансовыми потоками, исповедуемая правлением АО «РФ», не заслуживает одобрения, поскольку ограничивается чисто фискальными мероприятиями и препятствует созданию условий для роста инвестиций в экономику страны и увеличению доходов акционеров.

      

       Глобальное позиционирование

       В отношениях с зарубежными партнерами АО «РФ» проявило неслыханную щедрость, которой мы, акционеры, можем попросту обзавидоваться. Только правление фактически подарило иностранцам 8,8 миллиарда долларов (!). Эта сумма складывается из восьми миллиардов иракских долгов, которые АО «РФ» готово простить по договоренности с США. Найти экономические обоснования для такого решения не представляется возможным.

       Еще 800 миллионов долларов достались Украине. По инициативе председателя совета директоров Владимира Путина российские нефтяные компании, поставляющие нефть соседям, теперь будут платить налог на добавленную стоимость (НДС) в украинскую, а не в российскую казну. Этот шаг, очевидно, был сделан для поддержки премьер-министра Украины Виктора Януковича, который баллотировался на пост президента при одобрении руководства АО «РФ». При этом Янукович выборы не выиграл (легитимно), а 800 миллионов мы лишились. Суммы инвестиций в предвыборные кампании кандидатов на выборах в Абхазии не разглашаются, но они, судя по всему, тоже были существенными.

       Резюме: неудачные попытки использовать финансовые ресурсы АО «РФ» для решения политических задач стоит признать одной из наименее эффективных стратегий глобального позиционирования компании.

      

       Итоговое резюме

       Проанализировав пять ключевых направлений деятельности АО «Российская Федерация» в 2004 году, общее собрание акционеров пришло к выводу о том, что деятельность совета директоров и правления не отвечает задачам, стоящим перед АО «РФ» и в первую очередь негативно сказывается на благосостоянии его акционеров, а также закладывает на будущее огромное количество рисков, способных подорвать экономическую устойчивость нашего АО.

       Соответственно, мы предлагаем инициировать внеочередное общее собрание, посвященное выборам нового председателя совета директоров, и провести публичную переаттестацию топ-менеджмента.

      

       Докладывал Алексей ПОЛУХИН

       27.12.2004

Новая газета

№ 95

27 декабря 2004 г.

Новая газета

***