— Уходящий 2004 год был ознаменован для нас многими событиями. Главным из них можно назвать открытие нового комплекса по сборке автомобилей семейства LADA KALINA. Проведенная для этого подготовка стала закономерным итогом работы вазовцев и их партнеров, а также открыла качественно новый этап развития АВТОВАЗа и его модельного ряда. В процессе работы над семейством LADA KALINA был освоен целый ряд передовых технологий, материалов и комплектующих изделий.

Другим важным и одним из наиболее крупных проектов ОАО «»АВТОВАЗ»» стал новый двигатель объемом 1,6 литра. Этим силовым агрегатом сегодня укомплектовываются все автомобили семейства LADA 110.

Также следует отметить начало сборки на главном конвейере нового трехдверного хэтчбека LADA SAMARA. С появлением этой модели было полностью обновлено популярное семейство, автомобили которого пользуются устойчивым спросом на протяжении многих лет и сохраняют этот потенциал на рынке.

По предварительным данным, в 2004 году на главных конвейерах ОАО «»АВТОВАЗ»» произведено более 714 тысяч автомобилей, что превысило показатель 2003 года. Кроме того, на предприятия внешней сборки направлено около 250 тысяч автокомплектов. Также изготовлено около 54 тысяч машинокомплектов для сборки популярного российского внедорожника Шевроле Нива. На российском рынке реализовано более 615 тысяч автомобилей LADA производства АВТОВАЗа. По этой позиции АВТОВАЗ улучшил свои результаты по сравнению с прошлым готом на 1,1%. Поставки на экспорт в 2004 году составили более 92 тысяч автомобилей.

В 2004 году АВТОВАЗ добился приемлемых финансово-экономических показателей. Окончательные итоги станут известны после того, как будут проведены все необходимые расчеты, но сегодня можно с уверенностью отметить, что:

— в полном объеме обеспечены денежные поступления от реализации продукции;

— в полном объеме будут профинансированы обязательства по выплате налогов, заработной платы, социальным программам, расчетам с поставщиками и подрядчиками;

— обеспечивается запланированное финансирование инвестиций в новые проекты, действующее производство и научные разработки.

Прогнозируемая структура баланса на конец 2004 года показывает поддержание ликвидности выше нормативного уровня и наличие положительного собственного оборотного капитала, что свидетельствует о финансовой устойчивости нашего акционерного общества и достижении приемлемого уровня финансовой самостоятельности. Рентабельность собственного капитала, по ожидаемым данным, прогнозируется выше планового значения, что говорит в комплексе о более высокой результативности работы общества за 2004 год, чем планировалось.

В целом 2004 год можно отметить как удачный.

— Какое количество автомобилей компания планирует выпустить в 2005 году»» Каков модельный ряд 2005 года»» Назовите пропорции производства по моделям.

— Согласно предварительному плану, в 2005 году объемы производства автомобилей LADA в ОАО «»АВТОВАЗ»» останутся на уровне 2004 года. Третью часть из общего объема займут автомобили семейства LADA 110. Еще одну треть — автомобили семейства LADA SAMARA. Примерно 26% от общего объема придется на автомобили «»классической»» компоновки LADA 2105/2107. Автомобилей новой модели LADA KALINA планируется изготовить около 18 тысяч. Остальной объем придется на наш внедорожник LADA NIVA.

— Готов ли АВТОВАЗ к введению норм Евро-2″» Будет ли сокращаться выпуск «»классики»» в связи с введением норм Евро-2″»

— Со второй половины 2005 года в России намечено введение норм токсичности стандарта Евро-2. В связи с этим на АВТОВАЗе проведена работа по созданию, адаптации и внедрению в производство заднеприводных автомобилей, соответствующих этим нормам.

С целью повышения экологичности автомобилей классической компоновки, для них была разработана электронная система управления двигателем. В январе 2004 года начато производство заднеприводных автомобилей LADA 2107 с двигателем объемом 1,5 литра, оснащенных ЭСУД. Впоследствии такой двигатель будет заменен на 1,6-литровый мотор. Применение ЭСУД и системы снижения токсичности на автомобилях классической компоновки позволило добиться выполнения такими моделями норм токсичности Евро-2, а также значительно улучшить ездовые качества, повысить срок службы различных систем автомобилей, а значит, увеличить надежность самого автомобиля.

Срок перехода на стопроцентный выпуск таких автомобилей зависит от сроков введения в России норм токсичности стандарта Евро-2, а также от покупательского спроса. Фактически сегодня на АВТОВАЗе подготовлено производство заднеприводных автомобилей, соответствующих стандарту Евро-2.

— Не планирует ли компания проводить предварительную запись на автомобили «»Калина»»»» Каковы принципы продвижения автомобиля на рынок»»

— Система сбыта ОАО «»АВТОВАЗ»» построена таким образом, что последним звеном перед потребителем является дилерская организация. После объявления о начале розничных продаж потребители через предприятия сервисно-сбытовой сети АВТОВАЗа могут заказать автомобиль необходимой модели, комплектации или цвета. В случае отсутствия у дилера необходимого автомобиля, клиенты могут сделать заказ, время его исполнения зависит от текущей ситуации на рынке и составляет 1-3 месяца. В случае с автомобилями LADA KALINA, в первое время после начала продаж потенциальный спрос способен превысить предложение автомобилей на рынке, поэтому время исполнения заказа может возрасти.

Принципы продвижения LADA KALINA достаточно традиционны. Это участие в ключевых автосалонах на территории России и за рубежом. Разработана крупномасштабная рекламная кампания для автомобиля LADA KALINA. В настоящее время также готовится рекламная печатная продукция, которую потребители смогут получить в салонах официальных вазовских дилеров. Также предусмотрено проведение тест-драйвов LADA KALINA для потенциальных потребителей. Пробные поездки будут организованы непосредственно у дилеров, через которых пойдут первые продажи этих автомобилей.

В настоящее время утверждён перечень предприятий сервисно-сбытовой сети для реализации автомобилей LADA KALINA в 2005 году. Это 126 компаний, полностью отвечающих требованиям ОАО «»АВТОВАЗ»». До мая 2005 года предприятия сервисно-сбытовой сети АВТОВАЗа получат автомобили для проведения тест-драйвов для потребителей. До сентября 2005 года автомобили будут реализовываться в 12 регионах России, среди которых Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, республики Татарстан и Башкортастан, Самарская, Свердловская, Тюменская, Пермская, Челябинская, Нижегородская, Оренбургская области и Ставропольский край. До конца 2005 года к ним присоединятся предприятия более 40 регионов России.

— Сколько автомобилей вы планируете отправить на экспорт в 2005 году»» Назовите приоритетные для АВТОВАЗа рынки сбыта.

— Всего в 2004 году по предварительным данным АВТОВАЗ поставил на экспорт более 92 тысяч автомобилей. Плановые объемы экспорта в 2005 году останутся на таком же уровне.

География поставок автомобилей LADA на экспорт обширна. Это дальнее зарубежье — Европа и Азия, страны Северной Африки и Ближнего востока, страны Центральной и Южной Америки. Это и страны ближнего зарубежья, территория СНГ. Крупнейшими импортерами из стран дальнего зарубежья в 2004 году являлись: Турция, Сирия, Куба, Греция, Франция и Германия. Традиционно емкими рынками для экспорта продукции АВТОВАЗа являются рынки Украины, Казахстана, Азербайджана. Общая доля автомобилей, отгруженных в дальнее зарубежье, составляет приблизительно 52%. Соответственно, на территорию СНГ приходится около 48% от общего объема поставок.

— Каковы планы компании по производству машинокомплектов для предприятий внешней сборки. Планируете ли вы расширять сотрудничество в этой области»»

— По предварительным данным, в завершающемся году АВТОВАЗ изготовил и поставил на предприятия внешней сборки в России и за ее пределами почти 250 тысяч автокомплектов и силовых агрегатов.

Предварительный план поставок автокомплектов на 2005 год сформирован АВТОВАЗом на уровне завершающегося года. Автозавод сохраняет объемы производства и поставок автокомплектов за счет их перераспределения между стабильно работающими и динамично развивающимися предприятиями своей сборочной кооперации.

Расширять географию поставок автокомплектов в 2005 году АВТОВАЗ пока не планирует. В 2004 году прекращена поставка комплектов модели LADA NIVA в столицу Уругвая. Причиной тому стало изменение законодательной базы в соседних государствах, где планировалось реализовывать значительную часть собранных в Монтевидео вазовских внедорожников. Также в 2004 году завершается срок действия контракта со сборочным предприятием AYMESA в Эквадоре.

— На АВТОВАЗе проводится большая работа, направленная на улучшение качества. Какие мероприятия запланированы на следующий год»»

— Работа над улучшением качества в ОАО «»АВТОВАЗ»» ведется на постоянной основе. Базой для такой работы стала внедренная в ОАО «»АВТОВАЗ»» система менеджмента качества, которая соответствует требованиям норм ИСО 9001:2000. В настоящее время основные производства акционерного общества, а также их корпоративные процессы сертифицированы на соответствие требованиям норм ИСО 9001:2000.

Следующим этапом совершенствования системы менеджмента качества ОАО «»АВТОВАЗ»» является подготовка и внедрение стандарта ИСО/ТУ 16949. Предварительный аудит по ИСО/ТУ 16949 планируем в конце 2005, а сертификацию проведем в конце 2006 года.

Для реализации этой задачи проводится большая работа. Дорабатываются в соответствии с замечаниями аудиторов фирмы ЮТАК корпоративные процессы ОАО «»АВТОВАЗ»». Продолжается внедрение общезаводских информационных систем обеспечивающих информационную поддержку процессу улучшения качества. Внедряются методы статистического управления производственными процессами. Совершенствуется организационная структура управления ОАО «»АВТОВАЗ»» на основе процессного подхода. Совершенствуются взаимоотношения с поставщиками: обязательным требованием, включенным в контракты, является наличие у поставщика системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001:2000 года, а в ближайшем будущем — ИСО/ТУ 16949. Чтобы выпускать автомобили с уровнем качества европейских компаний, наши партнеры тоже должны соответствовать этому уровню. Кроме того, осуществлен окончательный переход на проектирование и подготовку производства автомобилей на основе математического моделирования.

Мероприятия по повышению качества, реализованные в 2004 году, дают свои результаты: количество несоответствий и затраты на их устранение в гарантийной эксплуатации по отношению к 2003 году снижены на 12% и 16% соответственно.

— В прессе постоянно появляется информация о создании новых производств по выпуску автокомпонентов. Рассматривается ли на АВТОВАЗе вопрос о возможной смене поставщиков»»

— Наши интересы и интересы потребителя здесь совпадают. На выбор поставщика влияет много факторов, но главные — это высокое качество и оптимальная цена. АВТОВАЗ приветствует и всячески поддерживает инициативы создания новых производств по выпуску автокомпонентов. И если предприятие готово соответствовать требованиям АВТОВАЗа, то мы будем рассматривать возможности сотрудничества.

— Реализацию каких инвестиционных проектов компания планирует в 2005 году»»

— В инвестиционной программе ОАО «»АВТОВАЗ»» на 2005 год определены следующие приоритеты: продолжение освоения выпуска семейства LADA KALINA и подготовка производства семейства LADA PRIORA. Окончательный объем инвестиций в проект LADA PRIORA будет определен после принятия решения по конструкции автомобиля с учетом требований рынка и возможностей производства.

Финансирование инвестиций в новые разработки в 2004 году были обеспечены в полном объеме. Следует отметить, что полученный дополнительный денежный поток позволил профинансировать обозначенные в плане задачи без дополнительного привлечения заемных средств.

— В чем преимущество двигателя 1,6 л., который АВТОВАЗ начал устанавливать на автомобили семейства LADA 110″»

— С октября 2004 года все автомобили семейства LADA 110 выпускаются с новым силовым агрегатом. В этих 8-ми и 16-клапанных двигателях рабочим объемом 1,6 литра реализован ряд конструктивных изменений, заметно улучшивших основные технические характеристики. По сравнению с двигателем 1,5 литра заметно увеличен максимальный крутящий момент на более низких оборотах. Сохранение тягового усилия в широком диапазоне оборотов позволяет даже при движении в городских условиях реже переключать передачи. В итоге такое свойство мотора снижает утомляемость водителя, а значит, повышает безопасность. Любители же активной езды должны по достоинству оценить динамику разгона автомобилей семейства LADA 110 с новыми 1,6-литровыми двигателями.

Примененные в новых силовых агрегатах технические решения также являются основой для стабильной работы мотора и повышения его надежности. Так, здесь используется новая система зажигания, в которой непосредственно на каждой свече установлена своя катушка. Эта конструкция обеспечивает эффективное искрообразование при любых погодных условиях. Также в новых силовых агрегатах применен пластмассовый модуль впуска. Помимо целого ряда экономических преимуществ, эта деталь, в отличие от отлитой из алюминия, имеет гладкие внутренние поверхности, что обеспечивает более ровный воздушный поток. В 16-клапанных двигателях теперь конструкция поршня такова, что в любой нештатной ситуации исключается его касание с клапанами.

1,6-литровый двигатель для автомобиля LADA 110 позволяет выполнять современные и перспективные европейские нормы токсичности. Работа мотора управляется новой электронной системой. Кроме того, при создании этого агрегата в конструкции системы снижения токсичности АВТОВАЗ применил катколлектор. Это катализатор, совмещенный с выпускной трубой в единую деталь. Новый двигатель соответствует стандарту Евро-3, кроме того, в его конструкции заложена база для выполнения норм токсичности стандарта Евро-4.

— Как вы оцениваете последние инициативы российского правительства в области автомобилестроения»»

— Вероятно, речь идет об инициативе правительства РФ снизить таможенные ставки на ввоз автомобильных комплектующих изделий. Есть две точки зрения на эти инициативы. С одной стороны такой законопроект повлияет на российский рынок комплектующих изделий, который, вероятно, отреагирует негативно на увеличение конкуренции. С другой стороны, российские автопроизводители получат доступ к импортным комплектующим, что должно сказаться на качестве продукции. Но и при этом варианте следует учитывать возможный рост ценовой составляющей импортных компонентов в стоимости автомобиля. Также пока неизвестно, какие стимулы будут использованы для сохранения заинтересованности иностранных инвесторов в создании собственных производств или совместных предприятий по производству автомобильных компонентов на территории России. В любом случае решение принимает правительство.

— Ваше отношение к заявлениям иностранных производителей о планах создания сборочных производств на территории России»»

— Для эффективного развития любой сферы экономики, в данном случае автомобилестроительной отрасли России, необходима конкуренция. Отсутствие стимулов к развитию снижает эффективность производства. В данной ситуации приоритетными задачами АВТОВАЗа являются улучшение качества, потребительских свойств автомобилей LADA, сокращение сроков обновления модельного ряда. Только при максимальной концентрации усилий на этих задачах АВТОВАЗу удастся выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции.

— Ваши прогнозы развития автомобильного рынка в 2005 году и на ближайшую перспективу»»

— В 2004 году продолжалось плавное перетекание покупательского спроса в более дорогие ценовые сегменты. Что касается ближайших лет, по нашим прогнозам, до 2008 года ожидается рост продаж на российском рынке легковых автомобилей до 1,7-1,8 млн. штук.

Согласно данным оценки потенциального спроса на автомобили на внутреннем рынке, к 2008 году ценовые сегменты претерпят следующие изменения: сегменты дешевых автомобилей будут иметь тенденцию к сокращению или стабилизации на фоне общего роста. Преимущественно рост будет происходить в сегменте от $4500 до $6000 и наиболее быстрыми темпами в сегменте от $6000 до $8000 и $8000 — $10000, что связано с изменениями в распределении групп покупателей по доходам.

Позиция нашего предприятия в данный период строится, прежде всего, на удержание доли российского рынка новых автомобилей в основных ценовых сегментах $4500 — $6000 и $6000 — $8000. Выпуск новых автомобилей LADA KALINA и LADA PRIORA, а также разработка новых автомобилей класса С позволит расширить сегмент потенциальных покупателей автомобилей марки LADA за счет смещения в более дорогой сегмент и усилить устойчивость ОАО «»АВТОВАЗ»» как на внутреннем рынке, в России, так и на внешнем, в странах СНГ и дальнего зарубежья.

— Каковы перспективы развития автоспорта ОАО «»АВТОВАЗ»»»»

— Автоспорт имеет для АВТОВАЗа стратегическое значение. Это эффективный инструмент рекламы и маркетинга. Кроме того, автомобильный спорт — это лучшее испытание узлов и агрегатов, новых конструкторских разработок, которые впоследствии находят применение в серийном производстве автомобилей.

В 2005 году вазовскому автоспорту исполняется 35 лет. На протяжении всех этих лет автомобили LADA участвовали в соревнованиях по самым разным автоспортивным дисциплинам: кольцевые гонки, трек, кросс, ралли, картинг. И на счету наших спортсменов немало побед.

2004 год ознаменован появлением Национальной гоночной серии LADA. В 2005 она объединит под своими флагами четыре класса: «»Кубок LADA»», «»LADA Revolution»», «»Туринг»» и «»Туринг Лайт»».

Еще одна новинка — это полноприводный раллийный автомобиль LADA 112 VK S2000. Он был презентован в 2004 году на специализированной выставке «»Спорт. Мотор.Тюнинг»». Мы надеемся, что он покорит немало трасс, и не только российских.

Календарь спортивных соревнований на 2005 год очень насыщен. Его «»изюминкой»» станут женские соревнования. В них примет участие клуб «»Лада-Леди»», организованный под эгидой АВТОВАЗа.

— Каковы основные приоритеты социальной политики ОАО «»АВТОВАЗ»» в 2004 и 2005 годах»»

— Сегодня, в условиях жесткой конкуренции содержать большую социальную сферу очень невыгодно. Однако опыт АВТОВАЗа в плане социального обеспечения персонала считается передовым. Такое мнение неоднократно высказывали министры правительства РФ, различные комиссии, руководители предприятий и общественных организаций, посетивших ОАО «»АВТОВАЗ»».

В 2004 году АВТОВАЗ поддерживал несколько направлений.

По программе негосударственного пенсионного обеспечения АВТОВАЗ продолжил практику перечислений дополнительных пенсионных взносов по всем действующим индивидуальным пенсионным договорам работников акционерного общества. В настоящее время более 26 тысяч работников ОАО «»АВТОВАЗ»» имеют индивидуальные пенсионные счета.

Развивается новое направление в жилищной программе АВТОВАЗа — ипотечное кредитование. В соответствии с этой программой, ООО «»Тольяттинское ипотечное агентство»» предоставляет ипотечные займы работникам ОАО «»АВТОВАЗ»» на приобретение жилья. Условия кредитования — 15% годовых сроком на 27 лет. В 2004 году 500 семей вазовцев приобрели квартиры, получив ипотечный кредит. Также следует отметить изменения в положении о предоставлении работникам ОАО «»АВТОВАЗ»» безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья с использованием ипотечных займов за счет расширения перечня категорий претендентов на субсидии.

Более 31 тысячи заводчан участвуют в программе добровольного медицинского страхования.

Число участников ссудосберегательной программы ОАО «»АВТОВАЗ»» составило 55 тысяч человек.

АВТОВАЗ содержит 48 детских образовательных учреждений, которые предоставляют услуги обучения, воспитания, присмотра и оздоровления детей работников предприятия.

Одним из приоритетных направлений является создание условий для организации отдыха, оздоровления и досуга работников ОАО «»АВТОВАЗ»». Для этих целей действуют 11 баз отдыха, 4 детских оздоровительных лагеря, культурные и спортивные учреждения, бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы. Количество отдохнувших и получивших лечение вазовцев и членов их семей в профилакториях, санаториях, базах отдыха в 2004 году составило свыше 25 тысяч человек. При этом работники оплачивали от 35% до 50% от стоимости путевок.

Большое внимание уделяется заботе о неработающих пенсионерах, многодетных семьях, инвалидах ОАО «»АВТОВАЗ»». Годовая благотворительная программа по поддержке этих людей охватила более 31 тысячи человек, а в денежном выражении составила более 15 миллионов рублей.

Следует отметить, что и в 2005 году приоритеты социальной политики останутся прежними.

— Совет директоров ОАО «»АВТОВАЗ»» принял решение о продолжении проектных работ по автомобилю на топливных элементах. Какую задачу ставит АВТОВАЗ, разрабатывая данный автомобиль»»

— В сентябре было принято решение о финансировании проекта автомобиля на топливных элементах LADA ANTEL в 2005-2006 годах. Работу по созданию экологически чистого автомобиля на топливных элементах, использующего в качестве топлива водород, АВТОВАЗ совместно с Уральским электрохимическим комбинатом, НПО «»Автоматика»», РКК «»Энергия»» начал в 1999 году.

Версии LADA ANTEL 1 и LADA ANTEL 2 уже были представлены на автомобильных салонах. Сейчас ведется работа над LADA ANTEL 3 и LADA ANTEL 4, где будут применяться более совершенные технические решения. Согласно принятой программе развития данного проекта, в 2006 году АВТОВАЗ представит принципиально новый автомобиль на топливных элементах.

АВТОВАЗ стремится работать не только на завтрашний день, но и на далекую перспективу. Во всем мире подобные разработки показывают технический потенциал автопроизводителя и значительно повышают его имидж на мировой арене.

Программой предусмотрено, что мы продолжим работу над автомобилем LADA ANTEL 3. Главное отличие этой версии от предыдущей (LADA ANTEL 2) — наличие топливного процессора для получения водорода из бензина на борту автомобиля. Но в современной науке пока не найден способ создать достаточно компактный и сравнительно дешевый метод преобразования бензина в водород. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются.

Также мы начинаем разработку LADA ANTEL 4. Это уже будет не просто ходовой макет, а прототип автомобиля, обладающий принципиально новой конструкцией. Соответственно, и компоновка, и дизайн LADA ANTEL 4 будут абсолютно новыми. Для этого прототипа разрабатывается собственный дизайн-проект и ведутся работы по созданию специального автомобильного электрохимического генератора.

— Каковы основные направления развития сервисно-сбытовой сети в 2005 году»»

— Мы продолжаем реформирование сервисно-сбытовой сети в плане соответствия предприятий европейским стандартам, совершенствования качества обслуживания и увеличения перечня оказываемых услуг. Разработаны и утверждены требования к предприятиям сервисно-сбытовой сети. Эти требования установлены по трем категориям дилеров в зависимости от целевых объемов розничных продаж. Регламентируется площадь демонстрационного зала, помещений для клиентов. Также определены требования к сооружениям для ремонта и технического обслуживания, площадке хранения автомобилей, перечню оборудования, видам услуг. Разработаны рекомендации по структуре персонала, обучению, месторасположению дилерской точки, проектированию здания дилерского центра.

На сегодняшний день полностью соответствуют этим требованиям 200 предприятий сервисно-сбытовой сети. К концу 2005 года уже все предприятия будут соответствовать предъявленным требованиям.

27.12.05

*