(«Русский курьер»). Широкое использование Москвой технологий самого примитивного черного пиара на украинских выборах («Ющенко осталось жить от силы месяц-два», «проект «Ющенко» разработали отец и сын Бжезинские» и т. д.) стало проявлением не только современной российской политической традиции полного пренебрежения к народу. Этот инструментарий — из арсенала «любых средств» — был применен в ситуации полной интеллектуальной импотенции и растерянности: в Кремле уже просто не понимали, за счет чего еще «мобилизовать» украинский народ.

Вроде бы и Путина с его высоким осенью у украинцев рейтингом (свыше 60%) дважды привозили, и миллиард долларов в виде НДС на экспортируемые из России товары Украине подарили, и трехмесячные «каникулы» по части регистрации для украинских гастарбайтеров и подрабатывающих в России девушек ввели. А все равно не складывалось.

Уходящий год по восточному календарю считается Годом Обезьяны — существа, как известно, хитрого и шкодливого. Но политический 2004-й в российскую историю может войти как Год Российского Политтехнолога. Его, Великого и Ужасного в лице вполне конкретного Интеллектуала №1 Всея Руси Глеба Олеговича Павловского со товарищи, теперь, наконец, узнала вся страна. И уяснила: кто ж на самом деле плетет нити политики и геополитики, да еще, оказывается, дергает за них.

Подобно тому, как обезьяна более других живых существ приближается по интеллекту к человеку, так и политтехнолог со своими идеями ближе других смертных стоит к политическому лидеру. В рассматриваемом нами случае — ближе всего российского экспертного сообщества.

По отношению к соседям по постсоветскому пространству Кремль давно проводит политику «принуждения к дружбе». В украинском же сюжете ее дополнили еще и «принуждением к любви». Любви к конкретным фигурам. То есть Виктору Януковичу настойчиво порекомендовали полюбить московский политтехнологический бомонд. Вернее, его самую распиаренную и лояльную Кремлю часть. Ту, которую украинский экс-премьер назвал на днях «слугами дьявола», провалившими его избирательную кампанию.

Сведение «говорящей головы» с конечным клиентом напоминало доставку элитной путаны через цепочку доверенных сутенеров в покои щепетильного VIP. Как поведал мне один из центральных персонажей украинской политтехнологической интриги, он получил приглашение поехать в Киев и «поработать» на Януковича в начале прошлого лета, когда парился в сауне с одним ответственным сотрудником кремлевской администрации. На вопрос политолога о содержании поставленной задачи человек из Кремля сказал: «Езжайте, и все узнаете на месте». Ну, а когда имярек прибыл в Киев, задачу перед ним сформулировали четко и лаконично: надо что-то придумать, чтобы сделать из Януковича президента. Заказ этот, по словам моего собеседника, оплачивал «один крупный российский олигарх» (который, естественно, пожелал сохранить инкогнито).

Получилось аккурат как у спецслужб: один вербует, другой формулирует задачу, третий платит, и все в устной форме, без расписок и документов. Ну, а кто-то – как принято при исполнении госзаказа – организует еще и «откат». Из средств, полученных от тех понятливых олигархов, кого «развели на бабки».

Известно, что по части коррумпированности политические элиты России и Украины не уступают друг другу. Так что у злых языков есть все основания утверждать: львиная часть денег, мобилизованных на эту политтехнологическую аферу, была в темную распределена и «распилена» — в том числе и в виде откатов — между ее инициаторами и участниками. Некрасиво, конечно, когда выполняется такое важное государственное задание, как обеспечение пророссийского вектора украинской политики. Но чем эта операция менее ответственна, чем, скажем, освоение заинтересованными лицами миллиардных средств, отпущенных на «восстановление Чечни»?

Под масштабность задачи (сорвать козни Запада по «отколу» Украины) были запрошены и соответствующие суммы. Летом, с началом активной фазы украинской избирательной кампании, наступила активная фаза их «освоения». Кто-то говорит о десятках миллионов, но скорее всего общий навар группы ключевых политтехнологов вряд ли превысил десять миллионов у. е. Ведь на пиар-кампанию в пользу Януковича по государственным каналам тратиться не пришлось: эти заботы взял на себя Кремль в лице непосредственно главы кремлевской администрации Дмитрия Медведева и его зама Вячеслава Суркова. Телеканалам передавались «темники» (перечни того, что и как говорить), ну а готовились они, понятное дело, при деятельном участии наших доблестных политтехнологов. «В части координации медийного ресурса усилия оказались даже чрезмерными – российские госканалы вещали на Украину открытую пропаганду, вызывавшую у украинцев недоумение и прямое отторжение», — поделился со мной своими ощущениями российский политолог, проработавший несколько месяцев в штабе Януковича.

Главные «говорящие головы» наведывались из Москвы, так сказать, вахтовым методом. И в Москве, и в Киеве они бегали по властным и штабным коридорам, крича об «игре Запада на отрыв Украины от России», убеждая, что в этой игре Кремль и его украинские «союзники» вправе использовать любые методы. Под последними Павловский (расходясь в этом, к примеру, с Виталием Третьяковым) подразумевал и силовые; все первые дни «оранжевой революции» публично сетовал на нерешительность украинского президента.

В основном же главные московские политтехнологи отрабатывали полученное финансирование массированным «генерированием идей», вовсе не заботясь при этом, соответствуют ли эти идеи политическим реалиям Украины. Просто была установка Кремля на сохранение режима Кучмы – Медведчука, а с помощью Януковича как этакой фальш-панели ее попытались всеми правдами и неправдами реализовать. Игнорируя при этом суть главного политического и электорального запроса украинского общества. А именно: какой тип власти будет на Украине? По-прежнему закрытым и коррумпированным, как сложился при Кучме? Или все-таки прозрачным и демократическим, каким он может сложиться при оппозиции? Не услышать этот запрос могли только те, кто осознанно не хотели его услышать. Как рассказывал мне еще один московский «гастарбайтер», трудившийся в избирательном штабе Януковича, «имя главы кучмовской администрации Медведчука стало уже в украинском обществе словом ругательным, и все, кто-то стоит рядом с ним, воспринимаются как «неприкасаемые» в кругу вменяемых людей».

В рамках задачи по продлению политической жизни лично Кучме и его режиму Кремль и его политтехнологи разыграли причудливый геополитический гамбит (в духе бушевского «кто не с нами, тот против нас»). И уже в этой безнадежной системе координат начали проталкивать самые абсурдные политические новации и провокации. Уже ни для кого не секрет, что карту юго-восточного сепаратизма нарисовали в Москве, горячо порекомендовав ее донецкому клану. Московские уши засветились, когда на съезд «раскольников» вместе с мэром Москвы прибыл также и советник-посланник Посольства РФ… И все это, невзирая на то, что даже по данным опросов, которые поступили в штаб Януковича, идею автономии юго-восточных областей поддерживают лишь 12% населения Украины.

Широкое использование Москвой технологий самого примитивного черного пиара («Ющенко осталось жить от силы месяц-два», «проект “Ющенко” разработали отец и сын Бжезинские» и т. д.) стало проявлением не только современной российской политической традиции полного пренебрежения к народу. Этот инструментарий — из арсенала «любых средств» — был применен в ситуации полной интеллектуальной импотенции и растерянности: в Кремле уже просто не понимали, за счет чего еще «мобилизовать» украинский народ. Вроде бы и Путина с его высоким осенью у украинцев рейтингом (свыше 60%) дважды привозили, и миллиард долларов в виде НДС на экспортируемые из России товары Украине подарили, и трехмесячные «каникулы» по части регистрации для украинских гастарбайтеров и подрабатывающих в России девушек ввели. А все равно не складывалось. Ведь даже проправительственный exit poll дал во втором туре преимущество Виктору Ющенко в 6-7 процентов! Однако его – когда получили в штабе Януковича — решено было не обнародовать; сказали, что, мол, «не получился exit poll»… Ну, а дальше – давно заготовленная фальсификация избирательных бюллетеней и дважды адресованные Путиным поздравления Януковичу с «уверенной победой на президентских выборах», достигнутой в «острой, но открытой и честной борьбе».

Если и имела место операция по «отрыву Украины от России», о которой надрывно вещали на всех телеканалах Павловский, Марков, Пушков и др., то провели ее как раз именно эти господа, а вовсе не ЦРУ с Госдепом и не с Сорос с Бжезинским. Провели с блеском, надолго отбив у украинцев охоту голосовать за «пророссийских» кандидатов. А посему кремлевские политтехнологи по праву заслужили лавры самых эффективных «агентов влияния» Запада на постсоветском пространстве.

Но если российский президент к таковым «агентам» не относит самого себя, то странно, что он еще не воздал кому надо по заслугам.

Евгений Верлин

«Русский курьер»

№ 444 2004-12-27

"Русский курьер"

*