ТАШКЕНТ (Рейтер) — Узбекистан проводит всенародные выборы в парламент без оппозиционных партий, и лидер этой 26-миллионной центральноазиатской страны говорит, что не потерпит принесенных извне «оранжевых революций», способных нарушить стабильность.

В это воскресенье более чем 14 миллионов избирателей с 6.00 до 20.00 местного времени выбирают депутатов в Олий Мажлис и представительные органы власти. По предварительным итогам ЦИКа, по состоянию на 16.00 по местному времени явка избирателей составила 71,8 процента.

Выборы в Узбекистане в новый двухпалатный парламент, охарактеризованные властями как «дальнейший шаг к демократии», совпали с переголосованием второго тура президентских выборов на Украине, где оспариваемые оппозицией итоги вывели в прошлом месяце сотни тысяч людей на улицы в поддержку кандидата Виктора Ющенко.

Однако в Узбекистане на фоне растущей бедности и недовольства людей «оранжевой революции» не случится. В отсутствие оппозиции кандидатуры депутатов тщательно отобраны, а бессменный лидер Узбекистана 66-летний Ислам Каримов говорит, что в силу особенностей национального менталитета страна следует своим путем в строительстве гражданского общества.

«Сама по себе демократия как политическое устройство не может быть универсальной. И поэтому нет двух государств, которые абсолютно схожи по основным политическим признакам», — сказал Каримов журналистам, проголосовав в воскресенье на избирательном участке.

«Нельзя, прикрываясь демократией, устраивать перевороты и распространять свою власть с помощью больших денег, которые где-то кто-то кому-то предоставляет», — добавил он, говоря о последних событиях на Украине и «революции роз» в Грузии.

Новый двухпалатный парламент создается вместо однопалатного, заседавшего всего шесть дней в году. Депутаты нижней палаты будут заниматься законотворчеством на постоянной основе, а верхней — Сената — представлять интересы регионов.

Из 502 кандидатов будет выбрано 125 депутатов нижней палаты и из более чем 19.000 претендентов 6.138 представителей в советы народных депутатов на местах. Те выдвинут 84 члена в Сенат. Остальных 16 назначит президент страны.

В начале ноября Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе выразила сожаление, что в новом узбекском парламенте не будет представлена оппозиция. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отправило 22 наблюдателей на выборы в Узбекистан.

«Сегодня палитра наблюдателей (на выборах) настолько разнообразна, что, собственно, ОБСЕ не может сегодня быть эксклюзивом или доминантой в этом вопросе», — сказал Каримов, в то же время признав, что «с пониманием» относится к критике этой организации.

Баллотироваться в нижнюю палату допущены все пять проправительственных партий. Четыре оппозиционные партии, среди которых известные с начала 1990-х Народное движение «Бирлик» (Единство) и демократическая партия «Эрк» (Воля) не допущены к выборам. Власти заранее отказали им в официальной регистрации, обвинив в «деструктивных действиях» и в «массовых» фальсификациях подписей.

«Если пытаться искусственно создавать оппозицию, это уже не демократия… Общество отвергло их», — сказал Каримов об оппозиционных движениях, призвавших население бойкотировать выборы или голосовать «против всех».

АПАТИЯ И НЕДОВОЛЬСТВO ИЗБИРАТЕЛЕЙ

«Я не пойду голосовать. Все равно ничего не изменится», — сказал Алишер, рабочий пошивочного цеха, который проводит большую часть времени на заработках в России.

Большинство людей не верят, что формирование нового парламента изменит к лучшему их жизнь, однако они по привычке шли на избирательные участки.

«Я пошел и проголосовал. Меня пригласили, и я не мог продемонстрировать неуважение к организаторам выборов», — сказал 32-летний Алишер.

По новому законодательству, минимальная явка избирателей снижена до 33 процентов с прежних 51.

Избиратели также не могут выразить протестное настроение, проголосовав «против всех». В бюллетенях для голосования им предлагается проставить галочку против выбранного кандидата.

Некоторые проголосовавшие солнечным воскресным утром в Ташкенте намеренно опускали в урны пустые бюллетени.

«Я не знаю, сколько еще продлится такая жизнь, люди на пределе. Каримова ненавидят все — от мала до велика. Мы все теперь нищие, а он хочет остаться у власти навсегда», — сказал 71-летний пенсионер Анатолий.

На всенародном рефрендуме 2002 года срок президентских полномочий был продлен до семи лет с пяти и должен истечь в декабре 2007 года. В новой редакции Конституции по истечении срока полномочий президент пожизненно становится членом Сената со статусом неприкосновенности.

Запад постоянно указывает Узбекистану на нарушения прав человека, отсутствие свободы прессы, независимости судов и преследование инакомыслия и верующих, а также на «систематические» пытки в тюрьмах. Власти отвергают эти обвинения, оправдывая жесткий курс угрозой нестабильности и распространения религиозного экстремизма, подпитываемого, по их утверждению, зарубежными исламистскими центрами и «аль-Каидой».

Недовольство населения растущей бедностью и ограничением свобод выплеснулось в этом году в кровопролитные акты насилия в Ташкенте и Бухаре, что власти расценили как происки экстремистов и стихийные выступления в густонаселенной Ферганской долине.

«Я удивлен, насколько здесь люди могут быть терпимыми. Но если правительство проявит неосмотрительность и не пересмотрит свою политику, могут быть гораздо более серьезные проявление социального недовольства», — сказал Рейтер западный дипломат.

2004-12-26 16:39 GMT+03:00

Шамиль Байгин

Рейтер

***