Зачем нужны корпоративные вечеринки? Как утверждают психологи, «чтобы усилить «командный дух», развить конструктивные отношения с коллегами и партнерами, проявить себя как личность». В то же время небезызвестная Бриджит Джонс ходила на такие мероприятия с единственной целью — не слишком напиваться…

И психологи, и автор «офисного бестселлера» Хелен Филдинг правы: корпоративный праздник — это и способ сплотить коллектив, и возможность от души повеселиться за счет любимой фирмы. Главное — правильно спланировать мероприятие, причем участвовать в нем должны по возможности все. Что, твой шеф только хмыкнет в ответ на просьбу помочь? И будет глубоко не прав: по мнению тех же умудренных опытом психологов, занимаясь таким «второстепенным и несерьезным» делом, мы готовим себя к ответственной работе. И действительно: сегодня мы горячо взялись за организацию праздника, а завтра так же дружно «впряжемся» в новый коммерческий проект.

С чего начинается праздник?

Новый год «по-фирменному» отмечают по-разному. В Аргентине, например, по давней традиции служащие учреждений в последний рабочий день уходящего года выбрасывают из окон старые календари, ненужные ведомости и бланки. В деловой части Буэнос-Айреса уже к полудню улицы густо покрываются пухлым слоем бумаги. Однажды не в меру разыгравшиеся сотрудники одной из газет выкинули за окно весь архив.

Чтобы не пускать процесс празднования на самотек, многие компании еще в начале ноября проводят специальный «мозговой штурм», на который приглашают по два-три самых энергичных сотрудника от каждого отдела. Во время совместного обсуждения выясняют, чего все ждут от корпоративного Нового года, где его лучше отмечать, что каждый может сделать и кто за что будет отвечать. После этого отделы вносят свою лепту в подготовку.

Как правило, сегодня фирмы выбирают один из трех сценариев праздника.

«Дешево, быстро, сердито», или Вечеринка в офисе

Это наиболее демократичный вид празднования. Столы сдвигают, дружно нарезают колбаску и откупоривают шампанское, под конец застолья возможен «Шумел камыш…» и выяснение отношений в курилке…

Плюс: от сотрудников требуется минимальное напряжение сил. Не надо бежать домой переодеваться, ломать голову, с кем оставить детей, брать с собой дражайшую половину или нет.

Минус: честно говоря, новогоднего настроения создать не удастся — так, обычный день рождения в офисе…

«В греческом зале, в греческом зале…», или Банкет в ресторане

Согласно предновогодним опросам, 38 процентов украинских компаний организовывают празднование корпоративного Нового года в кафе и ресторанах. В некоторых компаниях принято отдельно угощать важных клиентов и топ-менеджеров, а для остальной части коллектива устраивать более демократичное и дешевое гулянье. А чтобы не противопоставлять праздники для «богатых» и «бедных», мероприятия четко разводят во времени и пространстве.

Плюс: нарядные платья, костюмы с галстуками, музыка, официанты… Все это приятно волнует кровь, заставляя увидеть в привычных коллегах очаровательных дам и галантных кавалеров. Праздничный настрой гарантирован самой обстановкой.

Минус: заказать зал в ресторане — что может быть проще и… скучнее? Несколько часов веселья в душном помещении может вызвать у народа повышенный интерес к горячительным напиткам. Поэтому основной упор приходится сделать на праздничную программу, что требует дополнительных финансовых вложений, выдумки и нервов.

Некая компания отпраздновала Новый год в… маленьком, но уютном дворце-музее под Киевом. Песни колядников, традиционные украинские рождественские блюда, катание на тройках по заснеженному парку…

«Под небом голубым…», или Экзотический Новый год

К числу наиболее экзотических вариантов празднования корпоративного Нового года можно отнести выезд на природу, в загородный клуб или даже на зарубежный курорт.

Плюс: что уж тут говорить, воспоминаний хватит надолго!

Прошлогодние зимние праздники крупная петербургская корпорация отмечала прямо на льду Финского залива. Под открытым небом были накрыты ледяные столы, на ледяных тарелках радовали глаз изысканные легкие закуски, а официанты в ливреях и напудренных париках разносили горячее на серебряных блюдах…

Минус: выездное празднование подразумевает гулянье «с чадами и домочадцами», а устроить праздник для большого количества людей представляется финансово-затруднительным даже многим крупным фирмам.

Кто поможет офисному массовику-затейнику?

По утверждению работников специализированных фирм, организующих корпоративные праздники, времена самодеятельности давно минули. Как правило, за достаточно умеренную плату можно получить все: от «Нового года в тропиках», выполненного силами профессионалов шоу-бизнеса, до «Последнего героя», расписанного под сотрудников вашей фирмы.

На новогоднем торжестве некой компании была разыграна русская народная сказка «Про репку». Сначала «дед» (генеральный директор) посадил «репку» (фирму). Выросла она большая-пребольшая. «Дед» тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал он «бабку» — бухгалтера. Потом — «Жучку» — отдел сбыта. Потом «Мурку в кожаной тужурке» — службу безопасности. Потом «мышку» — отдел рекламы. Словом, вытащили они «репку». А на память о столь знаменательном событии каждый сотрудник мог сфотографироваться в веселой компании забавно загримированного начальства!

Без народных талантов любой праздник скучен. Ну и что, что вам живьем спела Кристина Орбакайте или вручил сувенир Илья Ноябрев? В конце концов, мы и по телевизору их видим не так уж редко. А вот родная бухгалтерия, исполняющая в приказном порядке (вне зависимости от возраста и комплекции) танец маленьких лебедей, может сорвать такие аплодисменты, которые не снились иным звездам.

Кроме того, наличие талантов способно иногда здорово выручить.

В маленькой фирме нерадивая секретарша, постоянно находившаяся на грани увольнения, спасала себя тем, что задушевно пела под гитару. Только ее в очередной раз собирались рассчитать, случался день рождения или корпоративный праздник… В общем, уволили ее лишь тогда, когда она потеряла платежки.

А новогоднее меню — дело настолько серьезное, что, как правило, занимаются им специальные так называемые кейтеринговые фирмы. По словам их работников, сегодня существует три разновидности праздничного приема пищи: фуршет, «русский стол» и гала-банкет. Знакомый всем фуршет (легкая выпивка плюс легкие закуски) чаще всего выбирают инофирмы: за рубежом корпоративный праздник — это символическое единение начальства с трудовым коллективом, а не бесплатная обильная кормежка. «Русский стол» (это, как выразился сотрудник кейтеринговой компании, «когда под закусками не видно скатерти») в почете у крупных компаний: и выпил-поел, и пообщался, и недолго. Гала-банкет зачастую требует от участников такого этикета, что по степени нервозности может сравниться с дипломатическим приемом. Заказывают его, как правило, для солидных корпоративных клиентов и высшего руководства компании.

Натали-Карьера

*