(«Профиль»). В преддверии Нового года автомобильные дилеры впервые за всю историю автомобильного рынка России вышли на новые рубежи предложений. Теперь за покупку автомобиля предлагают не коврики, сигнализации или зимние шины, а скидки в несколько тысяч долларов. Если раньше торговцы иномарками объединялись против российского автопрома, то теперь они борются между собой. Причем за каждого покупателя.

Предложения автомобилей в этом году поражают невиданными доселе рекламными ходами. Один дилер, например, продающий Jeep Grand Cherokee 4,0, на разный манер обыгрывает цифру «4» (имея в виду и полноприводность машины — 4х4), обещая в итоге скидку в $4 тыс. Другой предлагает внести за машину только половину стоимости, а вторую часть отдать в следующем году, причем без процентов. У третьего Ford Focus (заметим, одна из самых покупаемых у нас иномарок, на которую есть «время ожидания заказа», как говорят в представительстве компании) продается на $3 тыс. (т.е. почти на 25%) дешевле. Практически все предлагают заманчивые кредитные программы и схемы — вплоть до таких, по которым первоначально вообще ничего не платишь.

Партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут, анализирующий российский авторынок не первый год, объясняет такую активность продавцов стремительным ростом продаж автомобилей в стране. «Я не знаю, где рынок расширялся бы еще стремительнее, разве что в Китае», — заявил он «Профилю». Уже подсчитано: в России в этом году купят в 2 раза больше новых машин, чем годом ранее, потратив на них на $4,6 млрд. больше прошлогоднего. В такой ситуации грех не воспользоваться случаем. «За три предновогодние недели дилеры успевают продать пятую часть своих годовых объемов», — говорит аналитик рынка Олег Самохвалов, руководитель группы «АвтоПроект XXI век».

По мнению аналитиков из «АСМ-холдинга», активно раскошеливаться в этом году покупателей вынуждает и падение курса доллара по отношению к евро и рублю. И такая специфическая для нас ситуация, когда многие дилеры уже успели перевести свои цены из евро в американскую валюту: в начале года продававшие машины за евро (в основном дилеры европейских производителей) оказались на вторых ролях по сравнению с теми, кто торговал за доллары (японские, американские и корейские производители). А теперь всех подстерегла зеленая валюта — упав, она предоставила покупателям «лишние» деньги. Ситуация оказалась благоприятной и для тех, кто ввозит автомобили из-за океана. Как заметил «Профилю» Артур Гамзаев, владелец «серых» автосалонов в Москве, цена за переправку машин через океан из-за разницы курсов валют упала вдвое, и уже к весне рынок наводнят специфические модели американского рынка, такие как Cadillac XLR, Chevrolet Corvette C6 или Astro, Dodge Viper SRT-10 в американской версии или Infiniti QX56. Рынок «серых» дилеров вновь оживет.

Кто больше?

Особенно стараются дилеры тех марок, чьи машины покупаются у нас больше всего, — Hyundai, Ford, Toyota, Mitsubishi, Nissan, Opel. Борясь за лидерство на рынке, Ford разработал особые новогодние программы продаж для всех своих моделей. Городские автомобильчики Fiesta и Fusion, которые и так расходятся на ура, рекомендовано продавать на 13—15% дешевле. Вседорожники Maverick и Explorer — со скидками до 3400 евро. А на седан Mondeo можно бесплатно установить ультрасовременную 6-ступенчатую коробку передач или заказать для него замшевую обивку.

Не отстает от него и Opel. Малышка Corsa продается на 10% дешевле, а любые версии Vectra — на $3 тыс. Новую Astra, на которую еще осенью существовала очередь, теперь можно купить свободно и со скидкой $1200, сообщили «Профилю» в компании GM CIS. По сообщению представительства Nissan, новогодние скидки действуют на самые раскупаемые в России модели — Micra, Almera и Primera. Единые корпоративные скидки Peugeot распространяются на бестселлеры этой марки — модели 206 и 307 (30 тыс. рублей и 40 тыс. рублей соответственно).

Volkswagen разработал праздничные скидки на все модели, но круче всего на самую покупаемую в нашей стране — Passat. Распоряжение об этом, по сообщению пресс-службы представительства компании в России, отдано всем 40 дилерам в стране. Российский дистрибьютор Mitsubishi, компания «Рольф Холдинг», тоже ставит перед праздниками на регионы: его 52 дилера, расположенные не только в городах-миллионниках, предлагают по специальным ценам последние модели Colt, Grandis, Lancer, джипы Outlander и Pajero Pinin, роскошный пикап L200.

Люкс-предложения

Но самые грандиозные предложения ждут покупателей престижных автомобилей. Здесь дилеры играют главным образом с курсами валют. Как сообщили «Профилю» в компании «ДаймлерКрайслер автомобили Рус», Chrysler и Jeep установили для всех своих дилеров до Нового года фиксированные цены из расчета $1,25 за 1 евро. Chrysler C300, таким образом, стал дешевле на $4 тыс., а экономия на «навороченном» Jeep Grand Cherokee 4,0 Laredo составляет более $4600. Компания BMW обыгрывает цифру «3». 1 евро для покупателей «биммеров» обойдется в 33,33 рубля. Нетрудно подсчитать, что BMW 318i можно купить на 3 тыс. евро дешевле, а вседорожник BMW X3 сбросит в цене почти 7 тыс. евро. Соответственно, один из самых популярных в России джипов — BMW X5 3,0 — окажется дешевле на 9 тыс. евро.

Mercedes-Benz проводит специальную акцию для покупателей машин S-класса— «10 лет успеха». При покупке «пятисотого» или «шестисотого» клиент получает скидку 10 тыс. евро.

А компания Audi бьет рынок небывалой для класса премиум низкой ценой: до конца года у всех ее дилеров Audi А4 продается всего за $27,4 тыс. Как сказали в представительстве компании, предложение распространяется на большинство самых популярных модификаций этой модели и некоторые топовые ее версии.

Пиар — он и в Африке пиар

«Все это не более чем новогодние уловки, — считает руководитель аналитической группы «АвтоПроект XXI век» Олег Самохвалов. — Новогодние скидки останутся и после Нового года и возникнут снова по весне. Просто в страну пришли цивилизованные формы продажи автомобилей. Для европейского или американского покупателя снижение цен на 3— 5 тыс. давно уже норма, если машина не пользуется повышенным спросом. А теперь и дилеры в России стали играть по одним правилам и вынуждены искать особые ходы для привлечения клиентов, чтобы заслужить благосклонность «хозяина». Правда, как мы убедились, некоторые из продавцов, получив разнарядку сверху, сулят скидки или подарки «на свое усмотрение». Некоторые откровенно предлагают купить «залежалый» товар или неходовые комплектации. Либо заменяют новогодние предложения скидками на ремонт и обслуживание, которые нередко ограничиваются проверкой состояния тормозных колодок, уровней и плотности эксплуатационных жидкостей и заменой масла. Представительства компаний и их официальные дистрибьюторы просят сообщать им о таком откровенном самоуправстве — лицензий сегодня лишаются и за меньшие проступки. И все-таки, откуда берутся такие сумасшедшие скидки, если маржа продавца не превышает 15% с каждого автомобиля? Секреты «кухни» «Профилю» открыл один из владельцев сети автосалонов. Во-первых, дилеры заранее завышают цены на ходовые машины и скидку дают с новой стоимости. Либо объявляют снижение цен «от фонаря», а потом рассчитывают на работу менеджеров, которые под предлогом того, что машины с объявленными скидками уже «ушли», сумеют всучить другую модель — «получше» и «покруче». Большие скидки дают и тогда, когда хотят избавиться от модели определенной комплектации или от машин, которые давно «загромождают» склад.

Задача любого продавца, говорит наш визави, — войти в следующий год с возможно меньшим количеством авто на складе. От того, насколько успешно он это сделает, зависят его новый бюджет и объемы поставок на следующий год. Если цифры окажутся некрасивыми, дилер может лишиться 1—2% маржи на следующий квартал, а это огромные потери, несопоставимые даже с убытками от конкретных моделей. Поэтому любому торговцу машинами выгоднее продать сейчас все даже в убыток себе, лишь бы быть чистым и пушистым перед вышестоящими. На новогодние распродажи влияет и стремление покупателей обзавестись машиной с паспортом (ПТС) нового года: машина, купленная даже 31 декабря, автоматически теряет в возрасте год перед той, что будет куплена на следующий день. При выборе автомобиля специалисты советуют относиться к скидкам и специальным предложениям трезво и взвешенно и всегда смотреть, стоит ли эта машина таких денег, за сколько она продается у других и какая была у нее цена, например, в середине года.

Сегодня лучше, чем завтра

И все-таки специалисты советуют покупать машины именно сейчас, под Новый год. «Весной может уже не быть таких скидок и предложений, нужных моделей и комплектаций», — говорит эксперт аналитического центра «Авто-инжиниринг» Алексей Владимирский. Могут подняться и цены, поступить новые партии машин, измениться курс валюты. По мнению других, у такого подхода есть и оборотная сторона. Весной появляются машины нового модельного ряда и прежние продаются заметно дешевле. К тому же машина, купленная весной, не эксплуатируется в тяжелых зимних условиях и оказывается свежее своей новогодней предшественницы. А еще, по мнению многих экспертов, под Новый год самое время покупать мотоциклы. Сейчас на них установлены максимально возможные скидки. Например, у BMW можно купить новый мотоцикл в кредит под 5,9%. А «харлеи» продаются на 20% и даже на 50% дешевле, чем летом.

ВЛАДИМИР САЛМИН

«Профиль»

№47 (414) от 20.12.2004

"Профиль"

***