"И принеси, пожалуйста, еды…" О чем просят российские дети Деда Мороза
(«РГ»). Мятый листочек в клеточку, крупный детский карандашный почерк — письмо мало того что коряво написано, но вдобавок еще и на детском сленге. Некто Никита пишет «Деду Морозу в Лапландию», просит «лего», какие-то «бионики», причем 4 штуки, и что-то еще совсем неразборчивое. А на обратной стороне листа тем же почерком вполне узнаваемые слова: «А еще я хочу одежду, чтобы ходить в школу. Я хочу: шапочку, варижки и шубу. И новый портфель, а то мой совсем старенький. И как же я забыл про шарфик! И принеси пожалуйста еды!» И совсем крупными отчаянными печатными буквами внизу слово «ПОЖАЛУЙСТА!».
Я сижу на Почте Деда Мороза, разбираю корреспонденцию. Читать чужие письма, понятное дело, неприлично. Но корреспонденту «РГ» директор волшебной Почты разрешил, оговорившись, чтоб все этические нормы по отношению к писавшим были соблюдены: все же для кого-то Дед Мороз — последняя надежда, последняя инстанция, которой можно доверить самое сокровенное, озвучить то, что никому не скажешь. Собственно, именно Почта в большей степени, чем сказочные апартаменты Деда Мороза и он сам, поддерживает веру народную в сказку. Ведь пишут очень часто те, кто не может добраться до волшебного устюгского леса.
В защиту Деда Мороза
Деду Морозу написать очень просто, проще, чем в армию — не только марки не понадобится, но и точного адреса. Надо просто сделать пометку на конверте «Деду Морозу», а почтальоны уже знают, куда его отнести. Но главное — не забыть написать свой обратный адрес. Тогда ответ от Деда будет гарантирован.
Почта Деда Мороза — миленький теремочек в центре Великого Устюга с волшебным лакированным деревом посредине. Вокруг дерева — сувенирная лавка. Справа от лавки «почтовое отделение» — стол из пня и такие же стулья под пушистой искусственной елкой. Стеллажи и низкие коробки с письмами из всех регионов страны. Вместо волшебных гномов и зверушек — туристы, фотографирующиеся в сказочном интерьере на фоне елки и стеллажей.
А вот слева от лавки — обычный тесный офис, плотно заставленный техникой, коробками и заваленный нарядными глянцевыми бланками для ответов поклонникам доброго Деда. Директор Почты Деда Мороза Сергей Осиев постоянно дежурит возле техники.
— Не знаю, что и делать с этим электронным оборудованием, — делится он своей головной болью. — В Устюге и Вологде специалистов, чтобы чинить его, нет. Надо то ли технику в Москву везти, то ли специалиста оттуда вызывать… Да и людей не хватает, нужно увеличивать штат. А за счет чего? На сегодня ответные письма убыточны.
На письмах и на экскурсиях всего два человека. Правда, сортировкой корреспонденции занимаются все, вплоть до менеджера по связям с общественностью Ирины Ковалевой и самого директора.
В этом году на Почту Деда Мороза пришло около 90 тысяч писем. Если весной, летом обычные почтальоны носили письма чуть ли не штучно, то теперь сгружают коробками. По предварительным прогнозам, к праздникам «письмопад» достигнет 150 тысяч.
Если письмо обычное (вне зависимости от художественных достоинств), не требующее вмешательства психолога, то и ответ стандартный — стихотворный или сказочный привет. Дабы в волшебном Дедушке не разочаровались и, не дай Бог, не заподозрили в склерозе и маразме — постоянным друзьям Мороза стараются не посылать одинаковых ответов и даже выпустили специальное письмо с эффектом дружеской переписки — дескать, как хорошо, милый друг, что ты обо мне опять вспомнил.
Пишут дети, взрослые, а также пожилые люди. Исповедуются, просят помощи, делятся радостью, а иногда — издеваются. Например, получили на почте письмо от «трех отчаявшихся женщин», которые то ли хулиганили, то ли в самом деле отчаялись обзавестись натуральными мехами, дорогим автомобилем и дачей в Подмосковье. И каждая «отчаявшаяся» указала полный перечень желаемых подарков, неподъемных для Деда Мороза. Иногда хулиганят зэки, требуя на соответствующем жаргоне чая и сигарет. Нахальные письма тоже не остаются без ответа — Дед Мороз всегда ставит хулиганов на место, как и положено в сказке. А бывает, родители сами наобещают ребенку чего-нибудь купить и не купят, а потом «сваливают» на Деда Мороза. В результате их чадо пишет гневное письмо волшебнику, и тому приходится подключать психолога к разрешению проблемы, чтобы ребенок не потерял веру в сказку.
Вообще письма здесь сортируют на творческие, социальные, смешные. Творческие — это когда дети демонстрируют Деду Морозу свое искусство и дарят подарки из серии «своими руками, зато от чистого сердца». А смешные, они же добрые, когда дети ничего не просят, а просто из симпатии общаются с волшебником. Например, советуют ему ездить летом в гости к детям в специальном прозрачном ящике, чтобы не растаять. Алена из Костромы вообще приглашала в гости и в качестве решающего довода писала: «Найдешь себе тут какую-нибудь Снегурочку». Для кого-то Дед Мороз — единственный дедушка. А Коля написал о том, как он верит в Деда Мороза и всегда защищает его от «неверующего» старшего брата, в связи с чем даже выучил стихотворение Агнии Барто «В защиту Деда Мороза» и целиком его в письме процитировал. Дети доверяют Морозу самые большие тайны и радости в их жизни: маленький мальчик, захлебываясь от переполнявшего его восторга, делился с Дедом своим счастьем — рождением маленькой сестренки, которую он очень ждал.
Как избавиться от папы?
— Мы, кстати, по ответам Санта-Клауса обгоняем, — рассказывает Сергей Осиев, — он отвечает только на 10 процентов писем, а мы — на 50 процентов. Вот только не всегда успеваем вовремя отправить.
Тому подтверждение — очередное письмо в моих руках. От 16-летней девочки, которая не хочет жить, потому что очень бедно живет с родителями-алкоголиками. Они ее избивают, уйти от них некуда, и вместо того, чтобы получать высшее образование, ей придется зарабатывать на хлеб насущный. Она, кстати, уже писала Деду Морозу 2-3 года назад, и он ей неожиданно ответил….
— Я, кажется, помню это письмо, — говорит Сергей Станиславович. — Почта начала работу только в 2003 году, а письма Деду Морозу стали приходить с 1999 года. К сожалению, у нас нет штатного психолога. Но такие письма мы адресуем специалисту, он готовит ответ, чтобы как-то поддержать, успокоить человека, а мы уж потом придаем письму «сказочность».
Часто на Почту российского Деда Мороза приходят вполне «чеховские» письма, напоминающие письмо Ваньки Жукова. Их авторы — старые и малые — просят избавления от домашних тиранов. Пенсионеры — от сына-алкоголика, дети — от папы, отчима, маминого друга.
Девятилетняя Настя пишет: «Раньше я просила у тебя подарок, но, Дедушка Мороз, моя мама сама его купит, мне это не нужно. Я ее очень люблю и хочу тебя попросить сделать так, чтобы мой, как бы сказать, папа, ушел от нас насовсем. Он не дает нам денег, только кушает нашу еду. Он не дает нам вовремя спать. Всегда кричит, бьет маму. Он уходить не хочет. Мама работает воспитателем. Сейчас трудно жить вдвоем на 2 тысячи рублей. Дорогой дедушка, никто мне не может помочь, сделай так, чтоб он ушел. Мы не можем жить».
Другая девочка просит вернуть маму, которая «все дни после работы и выходные проводит со своим новым мужчиной, а я — с бабушкой». И пишет в конце: «Избавь нас от этого мужчины». Дед Мороз в такой ситуации старается поддержать ребенка хотя бы словом.
Подайте мотоцикл ребенку олигарха
Если разрешить семейные драмы Дед Мороз не в силах, то утешить и накормить своих «внучат» в состоянии. Почта Деда Мороза позволяет отследить неблагополучные семьи, сотрудничает с социальными службами в 59 регионах страны, куда переправляются «неблагополучные» письма. Местные службы проверяют, нуждается ли в самом деле семья, и потом уже оказывается адресная помощь за счет региона. А семья ставится на учет.
Иногда дети просят только еды. Есть и такие, для кого предел желаний — глазированный сырок. Но главная проблема, отравляющая жизнь подрастающему поколению, — отсутствие джинсового костюма у тинейджеров. Подростки указывают свои размеры и подробно расписывают нужный фасон.
— Шестьдесят процентов писем — потребительские, — рассказывает Осиев, — дети требуют компьютеры и сотовые телефоны. Кто-то дачу в Подмосковье и шестисотый «Мерседес». Мы отвечаем и на такие письма, чтобы не разочаровать в Деде Морозе, все равно мечты-то сбываются. Многим родители купят и мобильный, и компьютер. Мы дарим более скромные подарки. Игрушки, одежду. Бабушкам, дедушкам дрова привозим. «От кого?» «От Деда Мороза. Из лесу!» Всех потрясло письмо от девочки, которая в стихах написала про всю свою семью и просила: чтоб младшему брату валеночки, себе — варежки, а старшему — фотоаппарат. «А так, дедушка, у нас все есть, нам ничего не надо, хоть у мамы зарплата маленькая — нам хватает». Выделили валеночки, варежки. А через два месяца — от нее письмо в стихах, как они благодарны.
Хотя иногда детям так хочется получить какую-нибудь вещь, что они начинают придумывать, что бедно живут. Например, мальчик из Якутска слезно просил подарить ему мотоцикл иностранного производства. А потом выяснилось, что папа у него — чуть ли не олигарх…
Екатерина Пятунина
Дата публикации 24 декабря 2004 г.
***