Ой, Мороз-Мороз, не пугай меня. Увидев настоящее лицо Санта-Клауса, дети заплакали
(«»). Забавы ученых мужей иногда попадают в фокус общественного внимания, особенно когда они «покушаются» на самое святое — на сказку. Вот и сейчас изыскания антропологов развенчали одну из самых красивых легенд. Оказывается, облик святого Николая — епископа из города Миры, жившего в IV веке, ставшего затем прообразом Санта-Клауса (Деда Мороза в нашей версии) был совсем не таким, каким его представляли большинство людей.
Добродушный старик с красным носом, в красном колпаке и полушубке, с непременным мешком подарков за спиной, по версии ученых, вдруг предстал перед изумленной публикой в виде малопривлекательного лысеющего субъекта со сломанным носом, куцей бороденкой на квадратной челюсти и взглядом маньяка. Если бы современные дети, воспитанные на рождественских мультфильмах и рекламных роликах, встретили этого человека в реальной жизни, то они бы попросту расплакались.
Впрочем, ученые в этом казусе не виновны. В развенчании сказки «виновны» служители культа, которые еще в 1953 году допустили к мощам святого Николая, хранящимся в Ватикане, анатома Луиджи Мартино из университета Бари. Тот измерил череп святого, а через полвека спустя британский антрополог Кэролайн Вилкинсон и ее коллеги из Университета Манчестера воссоздали трехмерную компьютерную модель лица Санта-Клауса. Потом к этому образу специалисты «приклеили» бороду по моде времени, в котором жил святой Николай. В итоге, к ужасу исследователей, получилось рождественское пугало.
К счастью, дети редко читают газеты, а то бы они уже давно перестали верить в чудеса. Ведь это не дело, когда во Франции Санта-Клаус просит милостыню на паперти. Или когда доброго волшебника по прихоти развращенных сценаристов из Голливуда превращают в неудовлетворенного мужлана…
Может быть, именно поэтому в Германии стало модным создавать зоны, свободные от Санта-Клаусов. Уж чересчур коммерческими стали его образ, развязное поведение и привычки «плохого героя». На некоторых рынках даже запретили продажу фигурок рождественского деда и других предметов, связанных с ним.
Игорь Дашков
Дата публикации 24 декабря 2004 г.
«Российская газета»
***