Приватизация неба. В скором времени облака могут перейти в частную собственность
(«Новые Известия»). На днях юрист из города Ейска Краснодарского края Владимир Осипов заявил о своем праве собственности на все мировые тучи и облака. Нотариус уже заверил соответствующее уведомление, которое будет направлено в адрес правительств 150 стран. Мнения юристов и экспертов разошлись: одни считают затею Осипова абсурдной, другие говорят, что в ней есть толика здравого смысла. Между тем история показывает, что на самом деле подобные инициативы не всегда бессмысленны.
Если что-нибудь ничье, то присвоить его может любой – тот, кто первым заявил о своих притязаниях. Это известный принцип, который на языке профессиональных юристов формулируется как «первый среди равных». По этому принципу покорители Дикого Запада объявляли о своем праве на владение землей. До сих пор мореплаватель, открывший никому не известный остров, может с полным правом претендовать на него.
Ярчайшим примером «тихого завоевания» служит пример американца Дениса Хоупа. По земным законам он является полноправным владельцем Луны, Марса, Венеры и других астрономических тел Солнечной системы, кроме Земли и Солнца. Для закрепления права собственности он еще в 1980 году письменно уведомил о своих территориальных претензиях ООН, СССР, США, Китай, Канаду и другие страны. Реакции не последовало. И он наладил свой бизнес по продаже участков на планетах Солнечной системы. Так, 72 гектара на Луне или 80 гектаров на Марсе обойдутся в сто с небольшим долларов. Лунными участками уже обзавелись свыше 2 млн. человек.
Примеру Дениса Хоупа решил последовать юрист из приазовского города Ейска Владимир Осипов. Только он хочет приватизировать облака. На днях г-н Осипов принес в нотариальную контору документ следующего содержания: «Я заявляю всем правительствам о том, что облака и тучи общемирового воздушного пространства вокруг Земли как бесхозные природные ресурсы земного происхождения, не принадлежащие на данный момент ни одному государству, ни одному человеку, являются моей собственностью».
«Ничего странного и нелепого в моем заявлении нет, – рассказал «Новым Известиям» Владимир Осипов. – Вся мировая практика, и не только юридическая, держится на прецеденте – и я его создал. Я не намерен пускать облака в продажу – разве что дарить всем желающим».
Действительно, торговать атмосферными осадками Владимир не собирается: «приватизация» затеяна с исключительно благородной целью – противодействия экологической угрозе. Осипов намерен зарегистрировать международную экологическую организацию «Капля живой воды», которая будет следить за соблюдением прав собственника облаков, а в конечном итоге – наших с вами человеческих прав на здоровую жизнь. По замыслу юриста, если в какой-либо точке земного шара будет зафиксировано загрязнение атмосферы, а соответственно и осадков, Владимир Осипов как хозяин «подпорченных» облаков подаст в суд и потребует взыскать ущерб, нанесенный не кому-то вообще, а ему лично.
Для окончательного решения вопроса, как требуют того нормы международного права, Владимиру необходимо официально уведомить о своей собственности правительства всех стран, причем на их государственных языках.
Коллеги Осипова придерживаются разных мнений об этой необычной правовой коллизии: «Теоретически приватизировать можно все, что не запрещено законом, – так прокомментировал «облачный казус» краснодарский юрист Владимир Лыгин. – Облака приватизировать не запрещено. Но практически эта ситуация кажется абсурдной. Собственностью объявляли звезды и неосвоенные земли, но до того, чтобы объявить своей собственностью природные явления, никто не додумался. Облака, на мой взгляд, скорее всего, подпадают под действие закона о естественных монополиях. Реки, озера и другие природные ресурсы находятся в собственности того государства, на чьей территории они расположены. Ситуация с «бесхозными» облаками, думаю, должна подтолкнуть мировое сообщество на принятие законодательства, запрещающего подобные попытки приватизации».
Другие правоведы тихо одобряют затею Владимира Осипова, полагая, что юридические принципы здесь не нарушены, а приватизация туч и облаков действительно послужит делу защиты экологии. «Концепция и структура моей будущей международной общественной организации хороши тем, – говорит Осипов, – что собственность (определенное количество животворящей небесной воды) я безвозмездно передам во владение конкретным людям. Они, естественно, захотят, чтобы их частная собственность была экологически чистой. И будут требовать от природопользователей экологически чистых технологий».
«По-моему, это невозможно, купить облака, – сказал «НИ» адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. – Все уже регулируется воздушным законодательством. Так что вряд ли, что кто-нибудь признает за этим человеком право на облака. Кроме того, собственность можно продать, потрогать наконец, а облака-то невозможно. Они постоянно изменяются. Но если предположить, что это все-таки произойдет, за правами сразу возникнут обязанности. Так что если дождик из его облаков зальет чьи-нибудь пастбища, то придется компенсировать материальный ущерб. Еще хуже, если молния разрушит дом или, не дай бог, убьет человека».
«А как, как он их приватизирует? – удивилась инициативе краснодарского юриста заместитель начальника российского гидрометеорологического центра Наталья Ершова. – Он что, их колючей проволокой огородит? Это же невозможно. Облака постоянно изменяются и не имеют постоянной формы и места дислокации. Их невозможно даже отследить. Они ведь то образуются, то исчезают».
Вообще в Росгидромете отнеслись к идее приватизации облаков с юмором и сказали, что это хороший первоапрельский прикол. «А что, он на нас в суд сможет подать, когда мы будем тучи разгонять»? – пошутила Наталья Ершова. Когда мы объяснили ей, что по юридическим нормам в принципе это возможно, она перестала смеяться и высказала предположение, что облака так и останутся бесхозными.
Между тем специалисты утверждают, что облако материально.
«Облако – это физическое тело, причем материальное, – пояснила «НИ» учитель физики школы №42 Елена Мамонова. – Все, что нас окружает, – это вещество, каждое тело состоит из вещества, облако состоит из воды, так что это тело». Получается, что, как и любое тело, облако может находиться в чьей-то собственности.
Кстати, как удалось выяснить «НИ», проблемой облаков никто на федеральном уровне не занимается.
«Мы занимаемся недрами, – сказали «НИ» в Федеральном агентстве по недропользованию. – То есть тем, что находится внутри земли. А облаками, наверное, занимаются в Федеральном агентстве водных ресурсов».
«Нет, облака не входят что называется в нашу юрисдикцию, скорее это Росгидромет, – сказали в агентстве водных ресурсов. – Мы пока не занимались такой проблемой, как приватизация облаков, может, это и возможно, но вообще это очень похоже на какой-то абсурд».
Стоит отметить, что облака также никогда не входили и в учет Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
«В 98 году мы решали, что подлежит учету, а что нет. Так вот мы пришли к выводу, что подучетно все, кроме радиочастот и воздуха, – сказал «НИ» начальник отдела реестра агентства Юрий Царегородцев. – А насчет облаков, честно говоря, мы даже не думали. Давайте считать их воздухом».
В РОССИИ УЖЕ ТОРГУЮТ ВОЗДУХОМ
В Санкт-Петербурге в прошлом году в продаже появился «Воздух Санкт-Петербурга» в жестяных банках стоимостью от 5 до 10 долларов. «Воздух», в частности, состоит из таких компонентов, как «воздух Летнего сада, Невского проспекта, Петропавловской крепости…». А в Калининграде тоже в жестяных банках продавали сувенир «Дыхание Балтики», состоящий на 60% из чистого воздуха заповедника «Куршская коса», смешанного с 12% солнечного света и 28% морского бриза, ароматов балтийской хвои и янтарной смолы. Стоимость – около 2 у.е.
АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ, СЕРГЕЙ ПЕРОВ, Краснодар
*