(«Русский курьер»). Последняя компания признана худшей на российском рынке. На фоне налоговых проблем компании, данная информация заставляет говорить о системном кризисе, в котором оказался «БиЛайн». Главной причиной этого кризиса эксперты называют действия акционеров компании из «Альфы групп». У 22-х миллионов «пчелиных» абонентов сдают нервы. И, хотя эксперты рынка сотовой связи советуют не спешить менять оператора, потребители рассуждают иначе. Многие из них предпочитают перебегать к извечному конкуренту Би лайна — МТС.

— Сейчас абонентов у нас прибавляется в два раза быстрее, чем в осенние месяцы», заявил журналистам пресс-секретарь ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Павел Нефедов.

На первый взгляд, может показаться, что проблемы у «Вымпелкома» начались только после того, как в компанию поступил акт с предварительными заключениями проверки налоговой декларации компании за 2001 год, в которой говорится о задолженности по уплате налогов на общую сумму 4,4 млрд. рублей. Однако если копнуть чуть глубже, выяснится что компания катилась к кризису весь 2004 и предшествующие годы.

Сначала рассмотрим два, казалось бы, незначительных происшествия, которые произошли у «Би Лайн» всего за одну неделю декабря в регионах.

7 декабря полуостров Таймыр полдня оставался без сотовой связи. Ситуацию усугубляло то, что для многих жителей заполярных городов и поселков сотовая связь является единственным видом связи с «материком». В Заполярье это был не первый случай нарушения работы в сети Би-Лайна. Причину сбоя эксперты рынка телекоммуникаций назвали не задумываясь — корпоративные скандалы и несовершенство техники. Дело в том, что красноярский филиал компании «Вымпелком» ввел в регионе «заградительные» тарифы на связь с «Мегафоном», объяснив свое решение техническими проблемами во взаимодействии сетей. И, вместо того, чтобы уделять внимание совершенствованию своего технического оснащения в регионе, Би лайн направил свои основные силы на борьбу с конкурентами, предлагающими населению более выгодные услуги. В итоге пострадали простые абоненты Би лайна.

А 8 декабря делом ОАО «Вымпелком-Р», являющееся оператором связи Би Лайна в Рязани, занималась прокуратура города по просьбе жителей, которые подняли тревогу из-за начатого строительства сотовым оператором России №2 усилительной антенны в микрорайоне областного центра прямо рядом с жилыми высотными домами. Прокуратура признала действия Би лайна незаконными, а депутаты горсовета посоветовали компании впредь интересоваться мнением жителей города и заботиться об их здоровье. В качестве примера была приведена работа конкурентов – МТС. Эта компания строит свои антенны в чистом поле, вдали от жилых домов.

Накануне этих инцидентов Россвязьнадзор проверил качество мобильной связи в шести городах России. Исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Краснодаре и Костроме с 24 по 26 ноября. Согласно нормативу, прописанному в лицензии на сотовую связь, в пиковые часы количество отказов при соединении внутри сети у операторов не должно превышать 5% от общего количества звонков. Именно по этому параметру и оценивалась работа операторов компании. Также было изучено соответствие используемых радиочастот требованиям документации. Лидером по нарушениям в оказании услуг операторами сотовой сети стал опять же «Вымпелком» (в Москве — 7,5 %) На втором месте оказался МТС (зашкаливающие нарушения у этой компании — в Санкт-Петербурге 5, 8% и Екатеринбурге 6,7%). У МегаФона не оказалось ни одного нарушения. По количеству незаконно используемых радиочастот федеральными операторами сотовой связи, места распределили следующим образом: Би Лайн 170 %, МТС – 80%, МегаФон – 35 %. По результатам этих исследований были составлены акты и протоколы об административных правонарушениях. Также были выданы предписания об устранении нарушений.

Аутсайдером Би лайн оказался и в опросе — исследовании отношения абонентов к качеству услуг сотовой связи в столице, который с 24 по 30 сентября проводило Общество потребителей мобильной связи в столице. Оценивались такие наиважнейшие показали, как: качество голосовой связи, дополнительные услуги сотовой связи — SMS, MMS, GPRS.

Меньше всего негатива было выражено в адрес МТС. А вот «Би Лайн» и здесь проиграл конкурентам по большинству пунктов опроса. В единственном пункте абоненты сделали лидером по недовольству завышенными тарифами — МТС — 52,9% (Би Лайн -49,7%. МегаФон 17,6%). И стоит подчеркнуть, что наибольшее число абонентов, готовых при первом удобном случае сменить оператора, назвало опять же Би лайн — 24,7%. («МегаФон 16,6%, МТС 14%).

Сопоставив факты и цифры, можно сделать вывод, что «Вымпелком» сам планомерно шел к своему кризису. С этим согласны и аналитики. По мнению главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олега Вьюгина, у «публичных компаний», которые публикуют информацию о доходах, об уплате налогов и заключения аудиторов о том, что компания выполнила все свои обязательства, должна быть абсолютная прозрачность и предсказуемость. Этот показатель наиболее важен для фондового рынка и инвесторов, у которых пропадает желание покупать активы, поскольку они не понимают, чем они будут владеть. Из этих слов можно сделать вывод, что своей непрозрачностью «Вымпелком» и добился негативного к себе отношения со стороны инвесторов. А раз нет инвесторов, нет и денег на совершенствование технической базы. И ситуация будет, скорее всего, ухудшаться.

Косвенно ситуацию усугубляет и другой имиджевый скандал, связанный с главным акционером «Вымпелкома» – «Альфа-групп». И опять же речь идет о телекоммуникационных активах. На днях была поставлена точка в споре за контрольный пакет акций ОАО «Мегафон», незаконно захваченный «Альфа-групп» у компании IPOC. Федеральный суд Швейцарии подтвердил, что IPOC является полноправным владельцем части спорных 25,1% акций «МегаФона». Решение высшего суда Швейцарии подтвердило единогласно принятое решение Международной Торговой Палаты о том, что LV Finance и «Альфа-Групп» создали незаконную схему для перевода акций «МегаФона», зная, что тем самым они нарушают права IPOC. То есть на уровне суда признано, что глава LV Finance Леонид Рожецкин и «Альфа-групп» совместно создали схему, с целью лишить IPOC законных прав на спорный пакет акций «МегаФона». Но самое неприятное для «Альфа-групп» это юридическое подтверждение того факта, что холдинг Михаила Фридмана не являлся добросовестным приобретателем пакета акций «МегаФона».

Окончательно добивают Альфу (и ее имидж) формулировки, содержащиеся в решении МТП. В частности там говорится: «Альфа-Групп» провела юридическое исследование и купила Ответчика, зная о наличии права Истца по договорам опциона; нынешние держатели данных акций (три компании «Альфа-Групп», зарегистрированные на Британских Виргинских островах) не являются добросовестным покупателем».

В довершении ко всему МТП назвала оппонентов IPOC распространителями «недостоверных показаний».

Наверно и это сыграло свою роль, когда группа американских миноритарных акционеров подала в суд Нью-Йорка групповой иск против ОАО «Вымпел-Коммуникации», его гендиректора Александра Изосимова и финансового директора Елены Шматовой. Александра Изосимова и Елену Шматову обвиняют в сокрытии информации о том, что половина московской выручки оператора делилась между самим «Вымпелкомом» и его 100%-м дочерним предприятием «КБ Импульс» (этот факт как раз и стал причиной для предъявления налоговых претензий). По мнению юристов адвокатской конторы Чарльза Пивена ответчики нарушили американское законодательство, не предупредив инвесторов о возможных налоговых претензий к компании. Также в сообщении адвокатской конторы говорится, что представители «Вымпелкома» в течение искового периода сделали ряд ложных заявлений, которые привели к «искусственному раздуванию» рыночной цены ценных бумаг компании.

Для полной ясности стоит вспомнить, что основными акционерами компании «Вымпелком» являются «Альфа-групп» Михаила Фридмана и норвежский телекоммуникационный концерн Telenor. Причем «Альфа-групп» владеет 32.9% голосующих акций и 24.5% обыкновенных акций. Британская «Таймс» недавно назвала менеджмент Михаила Фридмана, «действующим по-русски».

И эти «действия по-русски» наконец-то дали о себе знать. Так что абонентов БиЛайн есть о чем задуматься.

Василий ГРАЧ

«Русский курьер»

№ 442 2004-12-23

"Русский курьер"

*