Как уже сообщала «Площадь Свободы», на днях на АВТОВАЗе был составлен список кандидатов в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ». В высший орган управления точно не войдет вице-президент Волжского автозавода по техническому развитию Константин Сахаров. К маю список может еще раз измениться, и не исключено, что из числа кандидатов исчезнут еще две фамилии: бывшего президента завода Алексея Николаева и экс-вице-президента Николая Ляченкова. На места в высшем органе управления завода претендуют несколько новых лиц: вице-губернатор Самарской области Сергей Сычев, директор автомобильного всероссийского альянса Юрий Зекцер и вице-президент «Внешторгбанка» Владимир Яценко. Кто будет руководить Волжским автозаводом, станет известно только в мае после собрания акционеров. А сейчас постараемся в двух словах охарактеризовать тех, кто, возможно, готовится уйти, и тех, кто может прийти им на смену.

Константин Сахаров

Слухи о пока не состоявшейся отставке Сахарова ходили еще летом прошлого года. Однако хозяин «шоколадки», несмотря на мрачные прогнозы, все еще в штате завода. Правда, сейчас он в отпуске. Вернее, вице-президент взял сразу два отпуска и махнул куда-то на охоту (это его любимый вид досуга). Подальше от людей.

Выйдет он на работу только в апреле. А может быть, и не выйдет и сразу уйдет на пенсию. За ним, вероятно, в любом случае останется место президента хоккейного клуба «Лада» и знаменитый музей на территории Генерального департамента развития. Тот самый — с ракетами, танками и вертолетами. И хоккеисты, музейные работники пребывают в естественной тревоге, ожидая, как скажется возможный уход Сахарова со своих постов на их финансовом состоянии. И что будет с подводной лодкой, ныне сиротливо замерзающей на тольяттинском берегу?

Причины опалы некогда одного из самых непотопляемых топ-менеджеров АВТОВАЗа достоверно неизвестны. Ходят смутные слухи о некоем конфликте Сахарова с Папой Владимиром Каданниковым. Но конкретную причину схода со сцены одного из зубров тольяттинского бомонда затрудняются назвать даже самые злые языки. Таинственная отставка Сахарова чем-то напоминает отставку его друга и покровителя Алексея Николаева в 2002 году, когда судьбоносное для крупнейшего российского автозавода решение было принято по очень туманным причинам. Внезапно в Тольятти нагрянул Каданников, вызвал к себе Николаева и Ляченкова и предложил им написать заявления по собственному. Что навело Папу на мысль совершить столь кардинальные кадровые перестановки, история и пресс-центр завода до сих пор умалчивают.

Остается лишь сделать банальный вывод о том, что на заводе медленно, но неотвратимо происходит смена поколений. Кто идет на смену «старой гвардии» ВАЗа, к которой принадлежал в том числе и Константин Сахаров, неизвестно. Может быть, люди из самарской компании «СОК», за которой маячит тень ФСБ. Или придет кто-нибудь из вазовской молодежи.

А пока из той команды, с которой ВАЗ встретил наступление рыночной эры в составе топ-менеджемента, остался лишь нынешний первый вице-президент АВТОВАЗа Юрий Степанов. Если, конечно, не считать самого Владимира Каданникова.

Сергей Сычев

Его появление в совете директоров Волжского автозавода гораздо более объяснимо, чем уход из когорты Сахарова. Из-за своей близости к питерцам, укрепившимся в Кремле, Сычев стал буквально нарасхват и сделал головокружительную карьеру. (Хотя нужно признать, что и до этого его тольяттинский бизнес складывался весьма удачно.). Окончив предвыборную компанию в государственную Думу в ранге председателя предвыборного штаба «Единой России», он получил сразу два заманчивых предложения — стать вице-президентом АВТОВАЗа либо вице-губернатором. Выбрал последнее, но и путь к высшему руководству завода остался, видимо, для него открытым. Вазовцы по-прежнему не прочь заполучить в свою команду человека, близкого к Телу.

Остается сделать банальный вывод об укреплении властной вертикали, к которой ВАЗ очень стремится прильнуть. Остается, правда, недоумевать над тем, на каком основании госслужащий Сычев войдет в состав совета директоров завода, который станет абсолютно частным после продажи двухпроцентного государственного пакета акций ВАЗа.

Юрий Зекцер

У этого человека есть гораздо более веские формальные мотивы для вхождения в совет директоров АВТОВАЗа. Он президент AVVA, которому принадлежит внушительная часть акций автозавода. Но остается загадкой, почему до сих пор интересы «Альянса» в вазовском совете директоров представлял Алексей Николаев, который председательствует в совете директоров AVVA.

Личность и карьера Зекцера неизвестны в широких кругах. Последние годы он проработал в «Альянсе» на разных должностях и вел разные зарубежные дела АВТОВАЗа. Например, печально известный финский проект по выпуску в городе Уусикаупунки вазовских «девяток», которые потом продавались в Западной Европе. Проект в конце концов рухнул из-за своей изначальной абсурдности. А финское предприятие «Валмет», выпускавшее «девятки», подало на автозавод в суд за нанесение материального ущерба. Суд курировал также Зекцер.

Юрий Зекцер пришел в AVVA еще в те времена, когда там хозяйничал Березовский. Что делает его теперешний взлет, несколько труднообъяснимым. Можно лишь сделать банальный вывод о том, что пути Господни неисповедимы.

Владимир Яценко

Здесь вроде бы все понятно. Можно лишь констатировать дальнейшее сближение ВАЗа и «Внешторгбанка» и отметить, что информация о покупке ВТБ крупного пакета акций ВАЗа нашла свое подтверждение. И сделать банальный вывод о том, что приход в Тольятти крупных московских банков неизбежен.

Автор: Андрей ЗАРЕЦКИЙ

Источник: Газета «Площадь Свободы» №18

04.02.2004

"ПЛОЩАДЬ СВОБОДЫ"

*