(«Русский курьер»). Это здание конца 19 века затейливой кладки из красного кирпича на углу Георгиевского переулка и Большой Дмитровки можно принять за что угодно: богатый особняк, военную канцелярию, доходный дом. А была здесь первая электрическая станция. Она так и называлась – Георгиевская.

Златоглавая Москва того времени – город 500 тысяч дымящих печей и миллионов коптящих керосиновых ламп. И горела она по этой причине немилосердно. Сияние же электрических свечей впервые поразило обывателей в 1883 году во время коронации императора Александра Ш. Воспоминания об этом чуде горожане лелеяли вплоть до лета 1887 года, когда ослепительно засияли торговые залы Пассажа Постникова — заведение заключило первый контракт с учрежденным в 1886 году купцом 1-ой гильдии Карлом Сименсом (братом главы известной немецкой фирмы «Сименс и Гальске») «Акционерным обществом электрического освещения».

Первый камень повлек за собой лавину. После Пассажа подключили Храм Христа Спасителя (10 лампочек), сад и театр Эрмитаж, ресторан «Яр»… Уже через год появилась необходимость увеличить мощность электростанции. И вот в Георгиевском переулке соорудили специальное помещение для локомобилей. Они давали постоянный ток напряжением в 220 вольт – как раз для освещения. В 1888 году станция развила мощность в 100 кВт, а к 1895 году давала «на гора» 1500 кВт. Длина питающих сетей достигала 50 верст.

Просуществовала Георгиевская станция всего 10 лет. Аппетиты росли: промышленники жаждали получить электричество на свои ткацкие фабрики, мануфактуры, литейные заводы.

В 1897 году «Общество» осуществило первый в Москве проект промышленного значения – строительство электростанции переменного тока на Раушской набережной. Это детище тесно связано с именем талантливого инженера Роберта Классона. Любимый сын немки и шведа, появившийся на свет в Киеве, Классон вошел в историю российской энергетики еще и как создатель первой в России электростанции, работающей на торфе (Электропередача, позже ГРЭС-3 «Мосэнерго» в Электрогорске). Образцы торфяных кирпичей Классона хранятся в музее истории компании «Мосэнерго» больше 40 лет.

Вскоре городская Управа задумала приобщить горожан к еще одному достижению цивилизации – трамваю. Так в первопрестольной появилась целая серия специальных электростанций, которые так и называли – трамвайными. Первая из них была построена на Болотной набережной. Пути проложили даже по Красной площади.

На фотографии начала прошлого века позади Трамвайной виден купол Храма Христа Спасителя. А крыша станции увенчана часовенкой — власти Москвы следили, чтобы технические строения не портили городского вида. Внешний облик Раушской, например, был тщательно продуман знаменитым архитектором Иваном Жолтовским. Со стороны гостиницы «Россия» здание похоже на плывущий по реке пароход — довершает сходство решение выкрасить трубы в белый цвет.

В августе этого года станция получила статус государственного памятника истории и культуры. За свою долгую жизнь ГЭС-1 «Мосэнерго» — бывшая Раушская — пережила пять реконструкций. Последняя происходила буквально на наших глазах – летом прохожие стали свидетелями уникального зрелища – через огромное окно втаскивали 50-тонную новую турбину. Дважды станцию пытались закрыть — во времена Косыгина и во времена Ельцина. Оказалось, без нее не обойтись: по сию пору «старушка» исправно снабжает электроэнергией и теплом Центральный округ столицы, Кремль, Государственную Думу, Старую и Лубянскую площади.

Трамвайная же, теперь называющаяся филиалом ГЭС-1, продолжает гонять железные вагончики по улицам центра столицы.

Hина Ермишина

«Русский курьер»

№ 441 2004-12-22

"Русский курьер"

*