(«Русский курьер»). Недаром именно здесь снимались сцены для «Чародеев» — одного из главных фильмов про Новый год. Сейчас здесь полным ходом идет подготовка к празднику: то стайка Дедов Морозов впорхнет в ближайшую студию, то прошагает братец Запашный, влекомый огромным тигром, то Надежда Бабкина, разодетая почище елки, «попробует» голос перед выступлением, то королева Франции Анна Австрийская, вернее, актриса Алиса Фрейндлих блеснет бриллиантовыми подвесками, полученными от короля — Олега Табакова — на день рождения.

В 11-ой студии «Останкино» снималась новая цикловая телепрограмма «Юбилей», которую зрители увидят в новогодние праздники, 2 января, по телеканалу НТВ. Первая именинница — народная артистка России Алиса Бруновна Фрейндлих, чье 70-летие отмечала вся страна во главе с президентом. В гости к легендарной российской актрисе, любимой кинозрителями, критиками, театралами, мужчинами и женщинами разных возрастов и профессий, приходили с утра до позднего вечера Олег Табаков, Михаил Боярский, Эльдар Рязанов, Роман Виктюк, Александр Равикович, Ирина Мазуркевич, Кирилл Лавров. Гости инсценируют истории из жизни юбилярши, фрагменты фильмов и спектаклей с ее участием.

— Призываю вас расслабиться и улыбаться, — приветствовала зрителей в студии ведущая программы Фекла Толстая. — Тогда мы все вместе сделаем хорошую передачу.

В 11 утра выполнить такую просьбу совсем нетрудно. Тем более, когда прямо перед тобой, на расстоянии каких-нибудь пяти метров, в кресле героини сидит сама Алиса Фрейндлих, одетая в ажурный брючный костюм своего любимого черного цвета. Первыми ее гостями стали Михаил Боярский и Олег Табаков. Причем Табаков заскочил на съемку всего минут на 20, но своими знаменитыми шуточками и пародиями на порядок поднял градус настроения в зале. Речь зашла, разумеется, о знаменитой картине «Д’Артаньян и три мушкетера». Дама в кринолине и мужчина в камзоле настроили публику на соответствующий эпохе лад. По сценарию программы Олег Павлович должен был подарить Фрейндлих подвески-бижутерию, заранее заготовленные телевизионщиками. Но Табаков сказал: «Это как же я Алисе буду стекляшки чужие дарить?!», и купил в Екатеринбурге, где был на гастролях, роскошные бриллиантовые подвески, стоившие, вероятно, не одну тысячу долларов.

Михаил Боярский посвятил своей «королеве» песню на мотив «Ланфрен-ланфра» (кстати, из фильма про гардемаринов, а не про мушкетеров), заметив, что «король подарил подвески — ему это по карману, а скромный мушкетер воспользуется поэзией». «Я был всегда — ланфрен-ланфра — учеником Алисы. И помню я -ланфрен-ланфра — подмостки и кулисы…» — звучал под гитару знакомый голос постаревшего, но все такого же удалого Д’Артаньяна. Удивительно, что Боярский не воспользовался возможностью пооткрывать рот под фонограмму, как это обычно делается при записи, а сыграл вживую и всего с одной репетицией.

Воспоминания известных актеров о совместной работе вылились в прямо-таки кухонный междусобойчик. Не обращая внимания на зрительный зал и телекамеры, актеры наперебой вспомнинали съемки «Мушкетеров…». По ходу беседы выяснялись и закулисные тайны.

— А ты знаешь, Алиска, — признавался Табаков, — а ведь Юнгвальд-Хилькевич (режиссер фильма — Авт.) был влюблен во всех актеров, но особенно в тебя. Неужели не замечала?

— Нет, — искренне удивлялась Алиса Бруновна. — Мне было неловко на площадке. Я ведь никогда до этого не играла кололев. И не знала, где взять арсенал всех этих королевских штучек.

— Нет, Алиска, — не унимался Табаков, мгновенно вошедший в образ Людовика XXIII. — Признайся, ты все-таки любила этого Бэкингема, и меня это заводило. Отсюда и пошел слух о моих нетрадиционных отношениях с Ля Шене.

После перерыва Фекла Толстая в ожидании следующих именитых гостей продолжила беседу с Алисой Фрейндлих уже в жанре интервью. Актриса вспоминала блокаду, своего знаменитого отца, указавшего ей путь не на оперную (а голос у Фрейндлих всегда был замечательный), а на драматическую сцену. Говорили и о различии московской и питерской театральной школы. Пришедший в гости питерец Анатолий Равикович даже признался, что учился у Алисы Бруновны, несмотря на то, что они ровесники. Алиса, по его словам, была лидером благодаря железной дисциплине и пунктуальности в исполнении каждой ее роли. Причем о личной пунктуальности речь не идет — актриса умудрялась каждый раз опаздывать на репетиции, чем доводила до бешенства своего мужа — недавно скончавшегося главного режиссера Театра им. Ленсовета Игоря Владимирова.

— Сейчас я уже давно не опаздываю, — грустно улыбнулась актриса. — Выхожу очень рано, потому что вообще не уверена, что дойду.

В перерывах между съемками Алиса Бруновна выходила покурить в коридор. Причем курила с подлинным изяществом, водрузив сигарету на длинный мундштук. Зрители встречали ее очередное появление в студии овацией, несмотря на то, что камеры были выключены. И так было каждый раз, когда Алиса Фрейндлих появлялась на площадке. Без подсказки режиссера, а по собственному желанию зрители выражали апплодисментами признательность легендарной актрисе за ее талант.

Валерия ВАЛЬЦОВА

«Русский курьер»

№ 441    2004-12-22

______________________________________________________

Смотреть другие материалы о юбилее Алисы Фрейндлих:

8 декабря у замечательной, умной, красивой, талантливой Алисы Фрейдлих юбилей…

Любимая Мымра. Завтра у Алисы Фрейндлих праздник

«Российская газета»

Юрий Рост. «Алиса в зазеркалье»

«Новая газета»

Настоящая Алиса

Фрейндлих вернулась в Театр Ленсовета

«Время новостей»

Роман с театром длиною в жизнь.

У Алисы Фрейндлих юбилей

«Новые Известия»

Письма Алисы к Богу

8 декабря — день рождения народной артистки Алисы Фрейндлих — войдет во все театральные энциклопедии

«Московские новости»

Алиса ждет чудес

Сегодня свой юбилей отмечает замечательная актриса Алиса Фрейндлих

«Трибуна»

У Алисы Фрейндлих — юбилей

«Надо благодарно принимать…»

«Российская газета»

______________________________________________________

*