(«Би-би-си»). Поднебесная прописка Деда Мороза. Дед Мороз живет вовсе не в ледяном доме в Лапландии. Место его прописки, судя по всему, — юг Китая, где производятся почти две трети всех используемых в мире новогодних елок и украшений.

На этих заводах работают в основном буддисты, имеющие весьма отдаленное представление о Рождестве, о блестящих шарах, о Санта-Клаусе, гирляндах и мишуре, но работают без устали.

«Никто не спорит с тем, что Китай — самый массовый производитель рождественских подарков. Даже его таможня имеет отдельную строку, касающуюся экспорта этих товаров», — приводит агентство Франс пресс слова Пола Френча, издателя и маркетингового директора компании Access Asia, исследовательской фирмы, специализирующейся на Китае.

По данным китайской таможни, в 2003 году из Поднебесной было вывезено этих товаров на 1,6 млрд. долларов, половина из которых отправилась в Соединенные Штаты, в том числе и семь искусственных елок, установленных в Белом доме.

А в первые девять месяцев 2004-го китайский экспорт новогодних товаров в США достиг 850 млн. долларов. Больше половины из них сделаны в провинции Гуандун на юге страны, главном экспортере Китая и сердце его производственного бума.

Соединенных Штатах — если, конечно, семья не покупает натуральную елку, — вероятность того, что искусственное дерево было сделано в гуандунском городе Шэньчжэнь, составляет 70%. Компания Shenzhen SG Handicraft Co. — одна из более 300 расположенных здесь производителей рождественских товаров.

По словам ее председателя Уильяма Чена, 80% оборота компании приходятся на рождественские елки. Фирма производит 400 тысяч пластиковых красавиц в год, они расходятся по крупным американским и британским супермаркетам и универмагам.

«Здесь, в Шэньчжэне, полно таких фабрик, — говорит Чен. — Здесь очень суровая конкуренция. Многие наши потребители хотят высококачественных новых товаров. Чтобы привлечь больше иностранных инвестиций, мы делаем больше оптико-волоконных елок, елок с мигающими звездами, свечами и так далее. Наши новинки пользуются довольно большим спросом».

Фабрика Чена в часе езды от центра Шэньчжэня. Здесь чисто и светло, разве что немного суетно. На длинных скамьях несколько припозднившихся рабочих работают над последними заказами этого года.

Рулоны зеленого пластика используются в производстве елочной хвои; этот же материал оборачивается вокруг проволоки: так получаются ветки.

Некоторые рабочие надевают красные наряды Санта-Клауса на пластмассовых снеговиков; другие аккуратно приклеивают ангелочков к керамическим пряничным домикам.

В середине декабря здесь рабочих немного: они делают образцы украшений уже к следующему Рождеству.

Чен говорит, что производство обычно начинается в феврале, сразу после лунного Нового года, и уже в октябре товары готовы к отправке во все концы света.

В периоды пиковой нагрузки на предприятии Чена работают 600 человек, беспрестанно производящих всевозможные рождественские украшения.

Он начал свой бизнес всего три года, и самое трудное для нехристианской страны — это, по словам Чена, понимание западной культуры и ее требований. «Они, например, иначе понимают цвета. Они любят белые деревья, а здесь это был бы цвет погребения, не слишком-то подходящий к празднику», — объясняет он.

Несмотря на то, что его компания производит и высокотехнологичные оптико-волоконные елки, все же, добавляет Чен, самыми популярными остаются старомодные деревья с зелеными иголками.

Оборот Чена в этом году увеличился вдвое и составил 6 млн. американских долларов. Но, говорит он, по прибыли больно бьет удорожание пластика — главного рождественского сырья — и повышение заработных плат.

«Ну хорошо, — заключает он, — пора подумать о товарах для других западных праздниках — Дне святого Валентина, например, а там уже и Хэллоуин не за горами…»

21 декабря 2004 г., 11:51 GMT 14:51 MCK

Би-би-си

*